Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

Румыния усиливает таможенный контроль на границах с Украиной и Сербией

В рамках масштабной программы модернизации таможенной инфраструктуры Румыния ввела в эксплуатацию новые рентгеновские сканирующие системы в пунктах пропуска Исакча (на границе с Украиной) и Моравица (на границе с Сербией). Эти меры направлены на повышение эффективности борьбы с контрабандой, ускорение таможенных процедур и укрепление безопасности внешних границ Европейского союза, отмечает.​
Согласно информации Министерства финансов Румынии, в 2024 году планируется установка восьми новых рентгеновских сканеров в ключевых пунктах пропуска, включая Исакча и Моравицу. Общая стоимость проекта составляет более 34 миллионов евро, финансируемых за счет средств Европейского союза.

Основные цели программы:​

  1. Снижение уровня контрабанды и налоговых правонарушений.
  2. Ускорение процесса таможенного оформления и сокращение времени ожидания на границе.
  3. Повышение уровня безопасности за счет выявления запрещенных и опасных предметов.​

Министр финансов Румынии Марчел Болош подчеркнул, что внедрение современных технологий, включая искусственный интеллект, позволит значительно повысить эффективность таможенного контроля и укрепить национальную безопасность.​

Установленные рентгеновские системы представляют собой мобильные установки, способные проводить неинвазивный досмотр транспортных средств и грузов. Они позволяют:​

  1. Обнаруживать скрытые предметы и вещества без необходимости разгрузки транспорта.
  2. Проводить быстрый и точный анализ содержимого транспортных средств.
  3. Снижать риск ввоза запрещенных товаров, таких как оружие, наркотики и другие опасные вещества.​

В рамках продолжающейся программы модернизации планируется установка дополнительных рентгеновских сканеров в других стратегически важных пунктах пропуска, включая Албица, Констанца, Сигет и Халмеу.

Ожидается, что к 2026 году будет охвачено более 85% потока грузов, пересекающих границы Румынии.​
Эти меры свидетельствуют о стремлении Румынии к укреплению своих позиций как надежного партнера в обеспечении безопасности внешних границ Европейского союза и эффективного участника международной торговли.

Только половина топ компаний в сфере транспорта и логистики получили прибыль в прошлом году

Совокупный доход десятки лучших компаний в этой сфере вырос на 12%

Более 243 млрд грн совокупного дохода получила десятка лучших компаний в сфере транспорта и логистики в прошлом году по данным Индекса Опендатабота. Это на 12% больше, чем в 2023 году. Только 5 компаний из 10 смогли получить прибыль в том году.

243,67 млрд грн дохода получили компании-лидеры в сфере транспорта и почты по данным Индекса Опендатабота. За год их совокупный доход вырос на 12%.

Не для всех год прошел удачно: у 8 компаний подрос доход, однако выйти в чистую прибыль смогли лишь 5 из десятки лучших. Суммарная прибыль пятерки — 8,16 млрд грн, а вот убытки четырех других компаний составили 12,1 млрд грн. Еще одна компания вышла в ноль в прошлом году.

Несмотря на то, что половина компаний-лидеров принадлежит государству, именно на них приходится более 70% совокупного дохода топа: 171,89 млрд грн.

Укрзализныця, неизменный лидер Индекса, в прошлом году получила 102,87 млрд грн дохода (+11% за год). Впрочем, по итогам года компания все равно вышла в убыток: 4,19 млрд грн. Похожая ситуация у Укртрансгаза: доход сократился почти на треть, а убытки достигли 7,44 млрд грн.

Более удачным год был для Укрпочты. Несмотря на то, что компания завершила год в минус, убытки удалось уменьшить почти в 2 раза. В целом Укрпочта увеличила свой доход на 12% — до 12,98 млрд грн в прошлом году.

«Для нас этот рейтинг и его результаты — не просто цифры на экране. Это годы кропотливой работы десятков тысяч людей, которые шаг за шагом внедряют реформы и превращают Укрпочту в современный и успешный бизнес. Несмотря на вызовы войны и то, что мы — бизнес с человеческим лицом, который руководствуется не только краткосрочной финансовой выгодой, а благосостоянием украинцев, — нам это удается», — комментирует Игорь Смелянский, генеральный директор Укрпочты.

Еще одна государственная компания — Оператор ГТС Украины — за год увеличила доходы на 7%, до 38,53 млрд грн. Хотя и чистая прибыль сократилась в 8,7 раза до 1,27 млрд грн, по результатам года компания все равно вышла в плюс.

«Оператор ГТС Украины работает стабильно и надежно, несмотря на многочисленные вызовы, вызванные полномасштабной войной. Предприятие четко и своевременно выполняет свои обязательства перед внутренними и внешними заказчиками услуг по транспортировке природного газа. Такой подход в работе обеспечивает финансовую устойчивость развития Общества», — подчеркнул и.о. генерального директора ОГТСУ Владислав Медведев.

Доход государственной Укртранснафты уменьшился несущественно, а вот прибыль сократилась аж в 16 раз — 1,22 млрд грн. Отметим, что в предыдущем Индексе именно эта компания была лидером по прибыли среди десятки лучших.

Уже второй год подряд второе место в Индексе занимает Новая Почта, принадлежащая к группе NOVA — ее доход вырос на 23% до 44,78 млрд грн. Но прибыль, наоборот, уменьшилась в 1,6 раза — до 2,5 млрд грн.

«В 2024 году Новая почта стала лучшим почтовым оператором мира по версии World Post & Parcel Award, расширила на конец года сеть до более 37 000 точек сервиса в Украине и до более 87 000 — в 16-ти странах Европы. В прошлом году мы открыли первое в Украине безбарьерное почтовое отделение и передали на гуманитарные нужды и поддержку армии более 4,8 млрд грн. 2024-й — был о движении и вызовах, которые нам удалось преодолеть», — прокомментировали в компании.

В этом году в Индекс впервые попала еще одна компания из группы NOVA — Нео-Транс. Она показала самый быстрый рост дохода среди десятки лучших: +100% (6,5 млрд грн). Ее прибыль тоже выросла вдвое — до 116,55 млн грн. Вместе на обе компании NOVA приходится 21% совокупного дохода лидеров.

Логистик юнион из группы АТБ также не отстает. Так, компания поднялась в рейтинге на несколько позиций, нарастив доход на 29% и получив наибольшую прибыль среди всех — 3,06 млрд грн (+40%).

А вот компания Лемтранс из группы СКМ Ахметова демонстрирует стабильность и третий год подряд остается на седьмой позиции. Ее доход вырос всего на 3%: до 7,3 млрд грн.

В нынешний Индекс вошла еще одна новая компания — Украинские вертолеты. Несмотря на увеличение дохода на 17% (до 872 млн грн), которое позволило ворваться в топ, бизнес зафиксировал убытки на 52,5 млн грн.

В то же время из Индекса 2025 выбыли две компании из аграрного холдинга Александра Радавского — Промвагонтранс и Береговское хлебоприемное предприятие. В 2024-м их доходы сократились в 2,5 и 3 раза соответственно, однако обе вышли в плюс: +2 млн грн и +36 млн грн прибыли.

https://opendatabot.ua/analytics/index-transport-and-mail-2025

, ,

Возрастно-половая пирамида населения Украины на 2024 год (тыс. Человек)

Возрастно-половая пирамида населения Украины на 2024 год (тыс. Человек)

Источник: Open4Business.com.ua

СК «Гардиан» застрахует автотранспорт патрульной полиции по ОСАГО за 8,15 млн грн

Департамент патрульной полиции 17 апреля заявил о намерении заключить с СК «Гардиан» (Киев) договор обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО) на 1585 ед.

Как сообщается в системе электронных госзакупок Prozorro, ценовое предложение компании составило 8,147 млн грн против ожидаемой стоимости приобретения услуг 8,384 млн грн.

Компания была единственным участником тендера.

СК «Гардиан» входит в состав президиума Лиги страховых организаций Украины. С января 2020-го получила статус полного члена МТСБУ, имеет право реализовывать полисы «Зеленая карта».

В октябре 2020 года по решению общего собрания членов Ядерного страхового пула Украины СК «Гардиан» вошла в его состав.

 

, , , ,

Fozzy Group вышла на польский рынок как франчайзи Carrefour

Торгово-промышленная группа Fozzy Group вместе с польским менеджером Мацеем Гавронским создали в Польше совместную компанию IDKFA IDCLIP, 90% которой принадлежит Fozzy Holdings Limited, а 10% — Гавронскому, и стали франчайзи торговой сети Carrefour, сообщило польское издание Wiadomosci Handlowe.

Отмечается, что первый магазин сети уже открыт в Познани.

«Исследуя польский рынок, мы обнаружили, что польские эксперты в сфере розничной торговли заинтересовались уникальным предложением ценности «Сильпо». Мы наладили отличное сотрудничество, например с польскими пивоваренными заводами, фермерами и шеф-поварами. Поэтому было полезно поделиться опытом и изучить некоторые общие возможности развития», — сообщила пресс-служба торговой сети польскому изданию.

В то же время она пояснила, что многие украинцы нашли убежище в странах ЕС, в частности в Польше, и когда они вернутся, их ожидания относительно продуктового магазина могут измениться. Поэтому «Сільпо» должен развиваться, чтобы предлагать лучший сервис независимо от войны.

По информации Гавронского, украинская компания в этом проекте выступает в основном как финансовый инвестор, поэтому это не полноценный выход Fozzy Group на польский рынок под собственным брендом.

Гавронский имеет значительный опыт в сфере розничной торговли — более 20 лет работал в компании Jeronimo Martins, включая также работу в сети Biedronka (одна из крупнейших продуктовых сетей в Польше). С 2017 года работает в должности руководителя логистики и цепи поставок в Fozzy Group.

Владельцем Fozzy Group является Владимир Костельман, который основал компанию в 1997 году в Киеве. Fozzy Group сейчас владеет второй по величине сетью супермаркетов в Украине после «АТБ-Маркет».

Еще в марте 2023 года «Сильпо» выражало заинтересованность польским рынком и искало локации для магазинов площадью 2500-5000 кв м. По неофициальной информации, компания все еще рассматривает возможность открытия собственных магазинов «Сильпо» в Польше и продолжает искать оптимальные локации.

Fozzy Group — один из крупнейших украинских ритейлеров более чем с 690 торговыми точками по всей территории страны. Компания развивает торговые сети различных форматов: супермаркеты «Сильпо», оптовые гипермаркеты Fozzy Cash&Carry, магазины у дома «Фора», дискаунтеры Thrash!, фармацевтические супермаркеты «Белая ромашка».

Бизнес Fozzy Group не ограничивается торговлей. Группа имеет рестораны (Буланжери, Escobar, Positano, Who&Why Drinkery), агропромышленное направление (Нежин, Гринвиль, Снятинская птица, Богуславна, Skadi), банк «Восток», сеть турагентств Silpo Voyage, сеть спортклубов Apollo Next, логистического оператора УВК, IT-разработчика TemaBit Fozzy Group.

, ,

«Метинвест» адаптировался к войне, увеличил производство и инвестирует в будущее

Горно-металлургическая компания «Метинвест» оперативно адаптировала производственные процессы к условиям войны, сделав основным каналом перевозок железную дорогу, а также порты Румынии и Польши, отметил генеральный директор группы «Метинвест» Юрий Рыженков, которого цитирует корпоративное издание.

Он добавил, что после открытия морского коридора из одесских портов компания начала использовать и эту возможность.

Рыженков подчеркнул, что несмотря на вызовы войны «Метинвест» имеет статус крупнейшего экспортера. Так, по итогам 2024 года общий объем экспорта и продажи железорудного сырья составил более 12 млн тонн.

«Мы полноценно вернулись к программе повышения операционной эффективности. Например, перенастроили бизнес-процессы на использование собственного сырья. И по большинству показателей — а именно технических, технологических и производственных — мы вернулись к лучшим результатам 2020-2021 годов. Мы значительно снизили себестоимость продукции, и несмотря на падение цен в 2024-м за первое полугодие наш результат превысил показатель первого полугодия 2023-го», констатировал Рыженков.

Сегодня активы компании в Кривом Роге, Запорожье и Каменском продолжают работать. В 2024 году производство группы увеличилось сразу в нескольких категориях: железной руды — на 42%, чугуна — на 3%, а стали — на 4%.

При этом отмечается, что «Метинвест» остается социально ответственным бизнесом. За три года войны компания направила более 8,4 млрд грн на помощь Украине, из которых 4,4 млрд грн пошли на поддержку защитников в рамках проекта «Стальной Фронт». Среди основных направлений — обеспечение армии оборудованием, амуницией и техникой, развитие тактической медицины и создание линий обороны.

Помимо военных нужд, «Метинвест» участвует в обеспечении гуманитарных миссий, помогая сотням тысяч украинцев, пострадавших от войны. В рамках инициативы «Спасаем жизни» поддержку уже получили около 516 тыс. гражданских. Имея более 50 тыс. активного персонала, компания заботится о достойных условиях труда и заботится о работниках и их семьях, предоставляя при необходимости финансовую, психологическую и другую помощь. В ее штате работает более 1000 ветеранов, компания также внедряет программы их адаптации к гражданской жизни.

Отмечается, что в прошлом году «Метинвест» уплатил почти 20 млрд грн налогов, что делает компанию одним из крупнейших налогоплательщиков в стране.

Отдельным акцентом стоит перспектива на послевоенное восстановление. Главной амбицией компании гендиректор очертил превращение ее в одного из мировых лидеров зеленого производства стали, соответствующей современным экологическим стандартам. Первым шагом к этой цели является строительство завода по производству зеленой стали в Италии. Проект станет примером для будущей модернизации «Запорожстали» и «Каметстали».

«Мы имеем стратегию зеленой модернизации украинских предприятий стоимостью $8 млрд на 7-10 лет. Готовы стартовать с этой стратегией, как только закончится война и Украина получит гарантии безопасности», — отметил Рыженков.

Несмотря на войну «Метинвест» продолжает инвестировать в украинские мощности: в 2024 году общий объем инвестиций достиг $670 млн. В 2025-м компания также запланировала миллиардные инвестиции в развитие производственных мощностей в Кривом Роге, Каменском и Запорожье.

В то же время группа активно готовится к масштабному восстановлению Украины после завершения войны. В планах — участие в крупных инфраструктурных и промышленных проектах, благодаря которым можно будет не только восстановить разрушенное жилье и социальную инфраструктуру, но и обеспечить их модернизацию.

«Метинвест» является вертикально интегрированной группой из добывающих и металлургических предприятий. Его предприятия расположены в Украине — в Донецкой, Луганской, Запорожской и Днепропетровской областях, а также в странах Европы и США.

Основными акционерами холдинга являются группа «СКМ» (71,24%) и «Смарт-холдинг» (23,76%), которые совместно управляют им. ООО «Метинвест Холдинг» — управляющая компания группы «Метинвест».

,