Компания Onur, одна из крупнейших в строительстве и ремонте автодорог в Украине, в 2022 году из-за войны сократила объем работ на 90% и заморозила реализацию почти всех масштабных проектов дорожной инфраструктуры, сообщил главный координатор Onur Group Ukraine Эмре Караахметоглу в партнерском интервью NV.
«Несмотря на войну, некоторые объекты все же удалось завершить: достроили автодороги в Хмельницкой области и участки трассы Киев — Харьков, над которыми работали с 2019 года. Оба проекта финансировались за счет Всемирного банка», — отметил Караахметоглу.
Он также сообщил, что с начала войны компания расширяла подъезды к таможенным пунктам на западе страны, с конца мая строит новый Ирпенский мост под Киевом, а также работает в Харьковской области после ее деоккупации, где проводит экстренные работы по восстановлению автодорог.
Караахметоглу добавил, что недавно компания выиграла тендер на строительство трех мостов в Киевской области, который финансируется британским экспортно-кредитным агентством UK Export Finance.
По его словам, если бы не война, компания открыла бы в центре Львова новую гостиницу, под которую в прошлом году было приобретено здание и начата реконструкция. «После войны быстро завершим работу над этим проектом», – указал он.
Главный координатор сообщил также, что Onur Group уже во время войны приобрела несколько земельных участков во Львове и Львовской области и думает, какие проекты можно реализовать.
Караахметоглу отметил, что среди других инвестпланов компании в Украине – добыча полезных ископаемых, зеленая энергетика, где Onur уже имеет 150 мегаватт от солнечных станций, и аграрное направление с переработкой. «У нас небольшой, около 5 тыс. гектаров участок на западе Украины. Планируем увеличить его вдвое. А потом заняться переработкой аграрной продукции», – уточнил он.
Представитель Onur добавил, что до войны под заказы компании было изготовлено оборудование для разработки песчаных карьеров во Львовской области и линии для производства мостовых балок на бетонном заводе компании на западе страны, и заявил, что оно будет установлено сразу после войны.
По его словам, Onur также намерен после победы Украины завершить такие масштабные проекты как строительство Запорожского моста и реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Днепр, а также инициирует проект строительства платной дороги Стрый-Мукачево, уже разрабатывая для нее техническую документацию.
«За платными дорогами будущее, они будут востребованы после завершения войны. На мой взгляд, этим проектом нужно заниматься уже сейчас», — отметил Караахметоглу.
Представитель компании уточнил, что парк техники в Украине составляет около 4 тыс. единиц, а также 20 асфальтных заводов, 15 бетонных заводов, 15 предприятий для производства основания, однако в войну несколько заводов было потеряно. В Onur Group Ukraine в настоящее время работает около 2 тыс. человек.
Согласно информации в Facebook компании, она работает в 9 отраслях, в прошлом году выполняли дорожные работы в Молдове.
Onur Group занимает 82-е место в рейтинге 250 крупнейших подрядчиков в мире по версии ведущего американского издания ENR 2022.
Украинский парк новых грузовых и спецавтомобилей в 2021 году пополнили 6,9 тыс. новых машин, что в 2,3 раза меньше, чем в 2021 году, сообщает «Укравтопром» в Телеграм-канале.
Лидером продаж года, как и год назад, стала марка Renault с падением продаж на 59% — до 1221 ед. На второе место вышел Mercedes-Benz, регистрации которого сократились только на 11% — до 667 ед. В 2021 году марка не входила в пятерку лидеров.
Citroen, потеряв одну позицию по сравнению с 2021 годом и сократив регистрации на 71% — до 628 ед. занял третью строчку рейтинга. На четвертую позицию (по сравнению с третьей годом ранее) переместился Fiat, продажи которого также снизились на 71% – до 501 ед.
Замыкает пятерку лидеров года MAN, регистрации которых сократились только на 5% — до 467 ед. В 2021 году эту строчку рейтинга занимали белорусские МАЗы.
«Укравтопром» отмечает, что в декабре-2022 регистрации новых коммерческих авто сократились более чем вдвое к декабрю-2021 — до 922 тыс. ед., что, однако, почти вдвое больше показателя ноября прошлого года.
Лидером месяца также стал Renault с 286 авто и приростом к декабрю-2021 на 57%, второе место у Mercedes-Benz – 110 ед. (+10%), а на третью позицию вышла марка Volvo с приростом продаж в 5,5 раз – до 82 ед.
Также в ТОП-5 декабрьского рейтинга марок вошли FIAT – 62 ед. (-74%) и Iveco – 54 ед. (-7%).
Как сообщалось, по данным «Укравтопрома», в 2021 году рынок новых грузовых и спецавтомобилей вырос на 37% к предыдущему году – до 15,9 тыс. машин, в том числе в декабре прирост составил 15% — до 1,873 тыс. ед.
Цены на нефть растут в четверг после существенного падения за предыдущие две сессии на фоне опасений в отношении перспектив спроса.
Стоимость мартовских фьючерсов на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures к 7:10 кск в четверг составляет $78,75 за баррель, что на $0,91 (1,17%) выше цены на закрытие предыдущей сессии. По итогам торгов в среду эти контракты подешевели на $4,26 (5,2%), до $77,84 за баррель.
Цена фьючерсов на нефть WTI на февраль на электронных торгах Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX) увеличилась к этому времени на $0,87 (1,19%), до $73,71 за баррель. К закрытию предыдущих торгов стоимость этих контрактов снизилась на $4,09 (5,3%), до $72,84 за баррель.
Цены на нефть упали примерно на 9% за последние две сессии в связи с ростом заболеваемости COVID-19 в Китае, омрачающем краткосрочные перспективы спроса на нефть в этой стране.
Кроме того, опасения нехватки энергоресурсов на мировом рынке в зимний период, которые поддерживали цены в последние месяцы, ослабевают, учитывая более мягкую, чем ожидалось, зимнюю погоду в США и Европе, отмечает агентство Bloomberg.
В центре внимания трейдеров в четверг — доклад о запасах энергоносителей в США, который будет обнародован министерством энергетики страны в 18:00 кск.
Данные Американского института нефти (API), опубликованные накануне, показали увеличение запасов в Штатах за неделю, завершившуюся 30 декабря, на 3,3 млн баррелей.
Президент Украины Владимир Зеленский в среду провел разговор с французским президентом Эммануэлем Макроном, в ходе которого обсудил с ним вопросы сотрудничества в процессе усиления украинской системы ПВО.
«Провел длительный и подробный разговор с президентом Франции Эмманюэлем Макроном относительно текущей ситуации», — написал Зеленский в твиттере.
Глава государства сообщил, что в ходе разговора он поблагодарил Макрона «за решение передать Украине легкие танки и бронетранспортеры Bastion, а также активизацию работы с партнерами в этом же направлении».
Украинский президент подчеркнул, что в ходе разговора собеседники также согласовали вопросы дальнейшего сотрудничество в процессе «существенного усиления» украинской системы ПВО и других оборонных возможностей.
«Также договорились работать над реализацией Формулы Мира», — подытожил Зеленский.
Доллар США стабилен в паре с евро на торгах в четверг, дешевеет к иене, несмотря на «ястребиный» тон опубликованного накануне протокола декабрьского заседания Федеральной резервной системы (ФРС).
Рассчитываемый ICE индекс, показывающий динамику доллара относительно шести валют (евро, швейцарский франк, иена, канадский доллар, фунт стерлингов и шведская крона), стабилен в ходе торгов, более широкий WSJ Dollar Index прибавляет 0,01%.
По данным на 8:00 кск в четверг пара евро/доллар торгуется на уровне $1,0610 по сравнению с $1,0606 на закрытие предыдущей сессии.
Стоимость американской валюты в паре с иеной опустилась до 132,47 иены по сравнению с 132,63 иены по итогам предыдущих торгов.
Курс фунта к доллару снизился до $1,2040 против $1,2054 накануне.
Протокол декабрьского заседания ФРС показал, что ни один из руководителей Федрезерва не считает разумным снижение базовой процентной ставки в начавшемся году, как этого ждут финансовые рынки.
Участники заседания в целом полагали, что «сохранение ограничительной денежно-кредитной политики в течение продолжительного периода до тех пор, пока инфляция явно не будет двигаться к 2%, будет оправданным», говорится в протоколе.
При этом американский ЦБ подтвердил свое желание добиться замедления инфляции без чрезмерного ослабления экономической активности, отмечает агентство Bloomberg.
Двумя главными рисками руководители Федрезерва назвали сохранение повышенной инфляции в течение более длительного, чем ожидается, отрезка времени, а также тот факт, что кумулятивный эффект от повышения ставок может проявиться с некоторым опозданием и привести к чрезмерному ужесточению финансовых условий.
В декабре Федрезерв поднял ставку на 50 базисных пунктов (б.п.) — до 4,25-4,5% годовых, тогда как на предыдущих четырех заседаниях увеличивал ее на 75 б.п. При этом председатель ФРС Джером Пауэлл заявил, что американский ЦБ будет повышать ставку до тех пор, пока не достигнет целей по инфляции.
Инвесторы ждут данных по американскому рынку труда за декабрь, которые будут обнародованы в пятницу в 15:30 кск. Эксперты, опрошенные Trading Economics, в среднем ожидают увеличения числа рабочих мест в Штатах в прошлом месяце на 200 тыс. и сохранения безработицы на уровне 3,7%.
Украина в прошлом году экспортировала, по предварительным данням, 99,8 млн тонн продукции и товаров всех видов на общую сумму $44,1 млрд, что соответственно на 38,4% и 35% меньше показателей 2021 года.
«Тем не менее, в условиях войны это подвиг: вывезти в условиях блокады портов и постоянных атак на инфраструктуру почти 100 млн тонн продукции (из которых 16,3 млн тонн через зерновой коридор). Это первый год, когда объем экспорта и логистика вышли на первый план», — написал замминистра экономики — торговый представитель Украины Тарас Качка в Facebook в среду.
По его данным, экспорт 24,99 млн тонн кукурузы в прошлом году принес Украине $5,94 млрд (+1% к 2021 году), выручка от иностранных поставок 4,29 млн тонн подсолнечного масла (-16,3%) составила $5,46 млрд (- 14,4%), от 23,9 млн тонн железной руды (-45,9%) — $2,9 млрд (-57,8%), от экспорта 11,2 млн тонн пшеницы (-44,1%) — $2,6 млрд (-44,7%), а от экспорта 3,12 млн тонн рапса (+17%) — $1,54 млрд (-8,6%).
«В топ-10 экспорта пробились семена подсолнечника. Мы экспортировали его 2,7 млн тонн стоимостью $1,26 млрд. Это в 33 раза больше, чем в прошлом году. Это тот объем, который не смогли переработать маслоэкстракционные заводы. Надеюсь, что в 2023 году у нас будет обратный переток, когда экспорт семян уменьшится и пропорционально увеличится экспорт масла», — отметил Качка в сообщении.
По его данным, экспорт одного из традиционных лидеров промышленного экспорта – 65,9 тыс. тонн проводов изолированных принес Украине в прошлом году $1,32 млрд, что на 16,4% меньше, чем в 2021 году. Это сокращение вызвано сокращением экспорта проводов на 13,6%.
«Следующие в рейтинге – полуфабрикаты из стали и горячекатаный прокат – освещают всю трагедию украинской металлургии. Падение в объемах за год –72%. Общий объем экспорта полуфабрикатов 1,9 млн тонн стоимостью $1,1 млрд, а горячекатаного проката 1,3 млн тонн стоимостью $1 млрд. Но еще ярче сравнить январь и декабрь. В январе 404 тыс. тонн, в декабре – 31 тыс. тонн», — подчеркнул торгпред.
Качка уточнил, что внешние продажи сои в 2022 году стали редким случаем существенного роста вопреки войне: физический объем экспорта увеличился по сравнению с 2021 годом на 81,6% — до 1,99 млн тонн, а выручка возросла на 43% — до $862 млн.
В свою очередь, экспорт мяса птицы сократился на 10% к 2021 году — до 413 тыс. тонн, но это принесло на 19% больше выручки – $852 млн.
По данным торгпреда, географически 63% экспорта пришлось на ЕС ($27,9 млрд). Среди стран ЕС больше всего в прошлом году поставлено в Польшу ($6,6 млрд), Румынию ($3,8 млрд), Венгрию ($2,27 млрд), Германию ($2,23 млрд), Италию и Испанию (по $1,5 млрд).
За пределами ЕС крупнейшим рынком экспорта стала Турция ($2,9 млрд), опередившая Китай ($2,46 млрд), хотя это соответственно на 29% и 69% меньше показателей 2021 года.
Кроме того, импорт продукции в Украину в 2022 году в натуральном выражении сократился почти вдвое (-48,1%), а в денежном — на 19,6%. В 2021 году Украина завезла 35 млн тонн продукции стоимостью $58 млрд.
«Из 99,8 млн тонн морским транспортом было экспортировано 53,8 млн тонн. Это на 55% меньше, чем в прошлом году. Железнодорожным транспортом было вывезено 33,7 млн тонн. «Железная» стабильность это +3,4% или +1,1 млн тонн по сравнению с 2021 годом. 12 млн тонн было вывезено автомобильным транспортом, и это фантастический рост на 32,4% по сравнению с 2021 годом», — подытожил торгпред в сообщении.