Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

Заявление Ассоциации «АВЛУ» о поддержке инициативы Президента Украины

Президенту Украины Владимиру ЗЕЛЕНСКОМУ

Премьер-министру Украины Денису ШМИГАЛЮ

Министру здравоохранения Украины Виктору ЛЯШКО

Председателю Комитета ВРУ по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования

господину Михаилу РАДУЦКОМУ

Председателю Государственной регуляторной службы Украины господину Алексею КУЧЕРУ

Председателю Антимонопольного комитета Украины господину Павлу КИРИЛЕНКО

Поддержка инициативы государства и обязательства производителей

Ассоциация «Производители лекарств Украины»

(далее – «АВЛУ») и Объединение организаций работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины (далее – «ООРММП Украины»), которые объединяют более 100 отечественных фармацевтических предприятий для развития рынка, улучшения регуляторной среды и обеспечения доступа украинцев к качественным лекарственным средствам, выражают свое уважение и обращаются со следующим.

Ведущие отечественные фармацевтические производители 07.02.2025 года подписали «Декларацию о взаимодействии ведущих отечественных фармацевтических производителей по снижению и стабилизации цен на лекарственные средства» (далее – «Декларация»), в которой выразили солидарность с позицией государства о необходимости системного реформирования фармацевтической отрасли и поддерживают инициативу снижения цен на лекарственные средства для конечного потребителя.

В поддержку инициативы Президента Украины и Правительства по обеспечению доступности лекарственных средств для граждан Украины 32 (тридцать два) ведущих отечественных производителя лекарственных средств снизили отпускные цены на 303 (триста три) наиболее употребляемых лекарственных средств, реализуемых и имеющихся в аптечных учреждениях Украины, на 30 (тридцать) процентов по сравнению с отпускными (прайсовыми) ценами января 2025 года и обратились в Верховную Раду Украины, Кабинет Министров Украины и Министерство здравоохранения Украины с ходатайством в кратчайшие сроки урегулировать на нормативно-правовом уровне следующие вопросы:

  • внедрить прозрачные механизмы ценообразования на лекарственные средства;
  • урегулировать предоставление маркетинговых услуг;
  • принять соответствующие изменения к постановлению Кабинета Министров Украины «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» от 17 октября 2008 года № 955 в части регулирования торговых (розничных) надбавок на лекарственные средства, зарегистрированные в Украине (кроме наркотических, психотропных лекарственных средств, прекурсоров и медицинских газов);
  • принять Закон Украины «Об аптечной деятельности», которым, среди прочего, будет урегулирована деятельность аптечных учреждений как учреждений здравоохранения, определение «фармацевтической услуги», порядок ее предоставления, а также механизм расчета и регулирования ее стоимости; внедрение прозрачных, проверенных временем, европейских правил деятельности аптек и аптечных сетей;
  • урегулировать «Положение Болара», а именно безотлагательное четкое закрепление в Законе Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели» нормы о том, что подача заявления на государственную регистрацию лекарственного средства и регистрация лекарственного средства (получение регистрационного удостоверения на лекарственное средство) не признается нарушением прав на патент патентообладателя, что позволит производителям своевременно выводить на рынок качественные и более дешевые, чем оригинальные, генерические лекарственные средства и избежать искусственной монополии на рынке лекарственных средств, а также внести соответствующие изменения в законодательство, исключающие безосновательное продление срока действия имущественных прав патентообладателей на период действия военного положения;
  • обеспечить ускорение введения в действие Закона Украины «О лекарственных средствах» от 28 июля 2022 года № 2469-1X.

Суть проблемы: регуляторная неопределенность и риски рынка

Указом Президента Украины от 12.02.2025 № 82/2025 было введено в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 12.02.2025 «О дополнительных мерах по обеспечению доступности лекарственных средств для украинцев» (далее – «Решение СНБО»). В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 Решения РНБО, Кабинету Министров Украины поручено «принять меры по установлению запрета с 1 марта 2025 года на осуществление маркетинговых услуг, услуг по продвижению лекарственных средств, информационных и других услуг, связанных с реализацией лекарственных средств конечному потребителю, относительно лекарственных средств, применяемых юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, физическими лицами – предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами, импорту лекарственных средств (кроме активных фармацевтических ингредиентов), до внедрения Кабинетом Министров Украины отдельного реферирования оптовых цен на все лекарственные средства».

Во исполнение Решения СНБО, Кабинетом Министров Украины было принято постановление от 14.02.2025 №168, которым определено, что до введения Кабинетом Министров Украины отдельного реферирования оптовых цен на все лекарственные средства запрещается предоставление маркетинговых услуг, услуг по продвижению лекарственных средств, информационных и других услуг, связанных с реализацией лекарственных средств конечному потребителю.

17.04.2025 вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины от 04.04.2025 №439 «Некоторые вопросы государственного регулирования цен на лекарственные средства», которым, в частности, был утвержден Порядок референцирования цен на лекарственные средства.

28.04.2025 вступил в силу Закон Украины №4239-IX от 12.02.2025 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно особенностей государственной регистрации лекарственных средств, которые могут закупаться лицом, уполномоченным на осуществление закупок в сфере здравоохранения, и урегулирования отдельных вопросов, связанных с реализацией лекарственных средств каким статья», которым определено, что заключение хозяйственных договоров, предметом которых прямо или косвенно является предоставление в местах осуществления розничной торговли лекарственными средствами маркетинговых услуг, услуг по продвижению лекарственных средств, других услуг, связанных с реализацией лекарственных средств конечному потребителю, разрешается исключительно между субъектами хозяйствования, осуществляющими производство или импорт лекарственных средств с аптекой и/или аптечной сетью. Порядок и условия предоставления таких услуг утверждаются Кабинетом Министров Украины.

28 марта 2025 года Министерством здравоохранения было опубликовано на сайте МЗУ Украины проект постановления Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы предоставления маркетинговых и других услуг, связанных с реализацией лекарственных средств конечному потребителю, и применения инструментов фактического уменьшения закупочных цен после перехода права собственности на товары» (далее – «ПКМУ о маркетинге от 28.02.2025») для общественного обсуждения.

14 мая 2025 года Министерством здравоохранения на сайте МОЗ Украины был опубликован обновленный проект ПКМУ о маркетинге (далее – «ПКМУ о маркетинге от 14.05.2025»).

Комментарии к редакции ПКМУ о маркетинге от 14.05.2025

По результатам анализа обновленного проекта ПКМУ о маркетинге от 14 мая 2025 года обращаем Ваше внимание на следующее:

  1. Проект ПКМУ о маркетинге от 14 мая 2025 года, предложенный МОЗ Украины, предусматривает запрет на предоставление маркетинговых услуг на рецептурные препараты и при этом определяет, что ограничение дохода аптек от маркетинговых услуг на уровне 12% от всего объема реализации лекарственных средств (в том числе рецептурных). Такая модель противоречит законодательству, является очевидной и откровенной манипуляцией не в пользу потребителя, ведь с учетом того, что безрецептурные лекарственные средства составляют лишь 37% рынка, то процент маркетингового платежа в цене безрецептурного лекарственного средства составит более 40% от оптово-отпускной цены производителя. Это в дополнение к разрешенной законодательством Украины розничной надбавке в размере 35%.

Реальное увеличение цены безрецептурного лекарственного средства на уровне аптеки для потребителя составит 75% к цене дистрибьютора.

  1. Проект ПКМУ о маркетинге в этой редакции МЗУ Украины не определяет перечень разрешенных маркетинговых услуг, направленных на потребителя в точке продажи, как это предлагалось многими участниками общественного обсуждения. Определен ничем не обоснованный платеж в виде фиксированного процента от общего объема реализации аптекой лекарственных средств — такой подход больше похож на платеж «за вход на полку» для производителей.

Такой платеж без определения на законодательном уровне фиксированного перечня понятных, прозрачных услуг по европейскому образцу не имеет никакого отношения к маркетинговой деятельности производителя и фактически является формой системного рэкета.

  1. На всех встречах, организованных Минздравом Украины в рамках общественного обсуждения проекта ПКМУ о маркетинге, несмотря на призывы национальных производителей, ни разу не обсуждался вопрос доступности лекарственных средств для граждан Украины, что является ключевым фактором реформы, инициированной Президентом Украины и Правительством. Вопреки этому, все дискуссии сводились к необходимости разработки компенсации падения уровня прибыльности аптечного бизнеса, который существовал до ограничения государством розничной наценки до 35%. Министерством здравоохранения было найдено решение компенсировать аптечному бизнесу такое падение прибыльности через непрозрачный маркетинговый платеж, а фактически платеж «за вход на полку» для производителей. Все встречи сведены к обсуждению прибыльности аптек. Потребности пациента – ни разу не стали темой обсуждения. Это институциональная ошибка.
  1. Аптечный рынок – перенасыщен и деградировал. Количество аптек в Украине в 2–3 раза превышает европейские нормативы, в крупных городах почти на каждом перекрестке открыто по три аптеки «дверь в дверь». Такое количество аптек не соответствует реальному количеству фармацевтов – в значительной части аптек работают лица, не имеющие соответствующего образования.

Потребителям и пациентам навязываются ненужные препараты производителей, которые согласились на маркетинговый платеж, в то время как других производителей просто убирают с полок.

  1. По результатам общественного обсуждения проекта ПКМУ о маркетинге МОЗ Украины не было принято ни одной поправки производителей, в то время как были приняты все поправки аптечного бизнеса. Такая ситуация вызывает беспокойство — функция регулятора отдана на откуп аптечному бизнесу. Реформа фармацевтического рынка, инициированная Президентом Украины и Правительством для обеспечения доступности лекарственных средств для пациентов, теряет смысл, если государство не гарантирует, что именно пациент получит выгоду — через более низкую цену, прозрачный выбор и ответственность фармацевтов. «Правила игры» на фармацевтическом рынке устанавливаются не государством, а пятью непубличными бизнес-группами аптечными сетями, которые владеют более 70% рынка. Это не рынок — это корпоративная диктатура в условиях отсутствия государственного арбитра.
  2. Вместо создания прозрачных правил ценообразования на фармацевтическом рынке и увеличения доступности лекарственных средств для граждан Украины национальные производители получили предложение непрозрачного маркетингового платежа «за вход на полку», примитивную пошлину в пользу непубличных владельцев так называемых «аптечных сетей» без правового механизма.

В информационном поле аптечные монополисты пытаются исказить действительность и ссылаются на согласование проекта ПКМУ о маркетинге от 14.05.2025 всеми участниками рынка. Информируем, что это не соответствует действительности – производителями, которые являются субъектами маркетинга, и именно деятельность которых призван урегулировать порядок осуществления маркетинга, не согласован проект ПКМУ о маркетинге от 14.05.2025 года. Более того, в этом порядке вообще не учтены ни интересы потребителя, ни производителей, их предложения и комментарии.

Сегодня против тех производителей, которые выступили за прозрачное ценообразование и в поддержку инициативы Президента снизили цены на свои основные лекарственные средства на 30%, развернута грязная информационная кампания, лекарственные средства таких производителей фактически убраны с полок аптек монопольного картеля, а это ТОП-5 аптечных сетей фармацевтического рынка Украины.

  1. Крупнейшие пациентские организации «100% Жизнь» и «Пациенты Украины» также высказали категорическую позицию относительно маркетинговых контрактов, которые влияют на завышение цен в аптеках, и настаивают на полном запрете во время войны.

Унижение интересов пациента и общества

Пациент – не объект рынка, а его цель. Все реформы должны оцениваться по единому критерию: улучшает ли это доступ пациента к безопасному, качественному и справедливому лечению?

Если цена на препарат без рецепта вырастает на 75%, то кто выигрывает от реформы?

Сегодня уязвимые категории граждан – пожилые люди, пациенты с хроническими заболеваниями, жители регионов – первыми ощутили на себе последствия непрозрачной аптечной политики. Производители, которые снизили цены на 30% на более чем 300 лекарственных средств, были фактически «выброшены» из аптек. Их препараты исчезли с полок, а потребителю оставили более дорогие альтернативы. Это – не рынок. Это – дискриминация пациента как самого слабого звена.

Если Президент инициирует реформу в интересах граждан, но она выполняется в интересах аптечного картеля, значит, нужна корректировка пути, а не фасадная лояльность к аптечным сетям.

По данным исследователей, 37% украинского аптечного рынка – это безрецептурные лекарства, большинство из которых покупаются ежемесячно одними и теми же людьми. Если стоимость таких лекарств вырастет на 75%, это не абстрактное подорожание – это 3 миллиона незащищенных украинцев, которые вынуждены выбирать между едой и лекарствами.

Когда Минздрав Украины согласовывает модель 12% маркетингового платежа без уточнения услуг, результатом становится не реформа, а нагрузка в 40% на цену безрецептурного препарата. Это – не рыночный механизм, а регрессивный налог на бедных: те, кто покупает препараты без компенсации, платят больше всего.

Мы призываем Правительство сохранить фокус реформы – не на сохранении прибыльности бизнеса, а на гарантии справедливого доступа граждан к лечению. Без этого любая реформа является имитацией.

Альтернативное предложение производителей: прозрачная и контролируемая модель

Несмотря на все нападки, национальными производителями были предложены четкие механизмы внедрения прозрачных маркетинговых услуг с понятным расчетом, а именно 10% от объема реализации конкретного безрецептурного лекарственного средства, в отношении которого предоставлялись маркетинговые услуги. Расчет и контроль лимита маркетинговых услуг ведет производитель на основании первичных бухгалтерских документов, что может быть проверено Государственной налоговой службой в рамках плановых и внеплановых проверок. Маркетинговые услуги в деньгах и процентах отражаются в каждом фискальном чеке как прозрачный, контролируемый платеж. При такой модели потребитель понимает, сколько он платит за маркетинг определенного лекарственного средства.

После дискуссии с производителями и другими игроками рынка Министерством здравоохранения была удалена с официального сайта публикация ПКМУ о маркетинге от 14.05.2025 вместе с сопроводительными документами. На сегодняшний день на официальном сайте МЗС Украины опубликована первая редакция ПКМУ о маркетинге от 28.02.2025.

Впоследствии Министерством здравоохранения, с учетом предложений игроков рынка и комментариев государственных органов о необходимости верификации расчетов влияния предложенного регулирования на потребителя, был подготовлен обновленный проект ПКМУ о маркетинге, который публично обсуждался участниками рынка 26 мая 2025 года на встрече под руководством Заместителя Руководителя Офиса Президента.

Обновленный проект ПКМУ о маркетинге, подготовленный и представленный МЗУ Украины 26 мая 2025 года, хотя и не учитывает часть предложений производителей по урегулированию порядка предоставления маркетинговых услуг, но является сбалансированным и направленным исключительно на защиту интересов потребителя, а не аптек и производителей. По результатам его анализа видно, что регуляторное влияние будет действительно направлено на снижение цены лекарственного средства для конечного потребителя.

Заключительная позиция: компромиссная модель

С учетом вышеизложенного, настаиваем на принятии проекта постановления Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы предоставления маркетинговых и других услуг, связанных с реализацией лекарственных средств конечному потребителю, и применения инструментов фактического снижения закупочных цен после перехода права собственности на товары», опубликованного Министерством здравоохранения 26 мая 2025 года, который направлен на удовлетворение потребностей потребителя и учитывает интересы всех игроков рынка, ограничивая субъекта маркетинга – производителя в его расходах на маркетинговые услуги в зависимости от того, отпускается ли это лекарственное средство без рецепта или по рецепту.

Принятие этого проекта вернет логику реформы к ее первоначальному смыслу – защите пациента, а не балансированию бизнес-интересов аптек и производителей. В центре – не прибыль, а здоровье.

С уважением

Президент Ассоциации

производителей лекарств Украины Петр БАГРИЙ

Президент Объединения

организаций работодателей медицинской

и микробиологической промышленности

Украины Валерий ПЕЧАЕВ

Источник https://interfax.com.ua/news/press-release/1076110.html

 

Philip Morris Украина планирует экспортировать сигареты в соседние страны

Компания «Филип Моррис Украина» рассматривает возможность начать экспорт сигарет из Украины, в частности, в географически близкие страны, сообщил генеральный директор компании Максим Барабаш во время «круглого» стола «Актуальные вопросы экономического восстановления Украины и роли государственных и бизнес-структур в этом процессе» на новом производстве компании во Львовской области.

«По потенциалу роста производства сигарет в Украине нет, потому что это достаточно устойчивый, стабильный рынок. Как и до войны, потенциал есть в экспорте. Мы будем смотреть, в какие страны это можно сделать», – сказал он.

Барабаш напомнил, что до полномасштабной агрессии РФ фабрика в Харькове производила 20 млрд сигарет, из которых половина была для экспорта, в том числе в Японию.

«Скорее всего, из-за войны восстановить Японию будет сложно, это займет больше времени, но это не значит, что мы не смотрим на другие страны. Мы можем в первую очередь начать экспортировать в географически близкие страны», – отметил гендиректор.

Как сообщалось, с началом полномасштабного вторжения »Филип Моррис» была вынуждена остановить работу своей фабрики в Харькове и инвестировала $30 млн в открытие в мае 2024 года нового производства на Львовщине, которое имеет пять производственных линий мощностью 10 млрд сигарет в год и в этом году вышло на плановую мощность.

Компания также дополнительно инвестировала 60 млн грн в строительство собственного укрытия на территории фабрики на 170 человек для работников и местных жителей.

Согласно данным YouControl, «Филип Моррис Украина» в 2024 году увеличила выручку на 86,7% – до 21,62 млрд грн, а ее чистый убыток сократился на 30,1% – до 1,20 млрд грн.

, ,

Украина завершила 97% ярового сева — засеяно 5,5 млн га

Украина по состоянию на 30 мая текущего года засеяла яровыми зерновыми и зернобобовыми культурами 5,5 млн га, или 97% плана, что фактически соответствует прошлогодним показателям – 5,5 млн га, или 98%, сообщило Министерство аграрной политики и продовольствия в пятницу.

Согласно его данным, за неделю было засеяно 0,2 млн га, а отставание от графика 2024 года сократилось.

Как отметило Минагрополитики, кукурузой на данный момент уже засеяно 3,94 млн грн (3,76 млн га неделей ранее), ячменем – 744,4 тыс. га (743,6 тыс. га), яровой пшеницей – 217,1 тыс. га (215,3 тыс. га), горохом – 212,1 тыс. га (212 тыс. га), овсом – 158,6 тыс. га (158,4 тыс. га), гречкой – 66,0 тыс. га (49,7 тыс. га), просом – 66,1 тыс. га (43,9 тыс. га).

Согласно плану посевы кукурузы достигли 98%, ячменя – 96%, яровой пшеницы – 95%, гороха – 98%, овса – 98%, гречихи – 75%, проса – 87%.

В прошлом году на 31 мая кукурузой было засеяно 3,895 млн грн, ячменем – 782,6 тыс. га, яровой пшеницей – 252,5 тыс. га, горохом – 162,5 тыс. га, овсом – 163,7 тыс. га, гречкой – 97,7 тыс. га, просом – 63,6 тыс. га.

Согласно информации Минагрополитики, по темпам посева лидируют Полтавская область – 557,3 тыс. га, Черниговская – 489,7 тыс. га, Винницкая – 393,8 тыс. га, Сумская – 390,6 тыс. га и Черкасская – 387,7 тыс. га.

Технические культуры посеяны на площади 7,38 млн га (93%) по сравнению с 6,8 млн га неделей ранее и 7,05 млн га в прошлом году на эту же дату.

В том числе посевы под подсолнечником достигли – 4,73 млн га (3,9 млн га неделю назад и 5,12 млн га в прошлом году), сои – 2,23 млн га (2 млн га и 1,93 млн га) и сахарной свеклы – 0,22 млн га (0,22 млн га и 0,25 млн га).

Минагрополитики отмечает, что посевы подсолнечника в настоящее время составляют 93% от плана, сои – 92%, а сахарной свеклы – 99%, но ее посев уже завершен.

SkyUp запускает рейсы из Румынии в Грецию и на Кипр с июня

Украинская авиакомпания SkyUp Airlines с 16 июня начнет выполнять регулярные полеты из двух аэропортов Румынии, сообщила пресс-служба авиакомпании в четверг.

С 16 июня SkyUp начнет выполнять рейсы из международного аэропорта Бухареста (OTP) в Гераклион (Крит, Греция). Стоимость билета от EUR52 в одну сторону. С 20 июня будут добавлены рейсы в Ларнаку (Кипр) — стоимость билетов от EUR53. Также, с 20 июня SkyUp начнет выполнять рейсы в Ларнаку из другого румынского международного аэропорта им. Аврама Янчу (CLJ) в городе Клуж-Напока. Стоимость билета от EUR57.

«Продолжая расширять свое присутствие в Европе, мы сосредоточены на создании устойчивого бизнеса, который отвечает современным вызовам, создавая новые возможности для наших клиентов и партнеров. Вместе с нашим стратегическим партнером — туроператором Join UP! — мы укрепляем свои позиции на международном рынке, расширяя наше присутствие на перспективных европейских направлениях», — заявил CEO SkyUp Дмитрий Сероухов.

Ранее сообщалось, что SkyUp Airlines с 27 мая начала выполнять регулярные полеты из двух аэропортов Польши.

С апреля 2025 года SkyUp начала регулярные рейсы из Кишинева по направлениям: Париж, Ницца (Франция), Лиссабон (Португалия), Барселона, Аликанте и Пальма-де-Майорка (Испания), Ларнака (Кипр), а также Салоники, Афины и Ираклион (Греция).

Впоследствии авиакомпания добавила еще три направления из Кишинева — с июня авиакомпания начнет выполнять рейсы в Берлин (Германия), Стокгольм (Швеция) и Прагу (Чехия).

SkyUp в 2024 году увеличила пассажирские перевозки на 61,6% по сравнению с 2023 годом до 2,5 млн пассажиров.

«Аврора» ожидает $1 млрд выручки в 2025 году

Украинская сеть магазинов формата one dollar store «Аврора» (ООО «Выгодная покупка») должна достичь $1 млрд выручки по итогам 2025 года, сообщил соучредитель компании Лев Жиденко.

«Математически в прошлом году был ($1 млрд выручки – ИФ-У), если считать с НДС. Без НДС – будет в этом», – рассказал Жиденко на Business Breakfast „Forbes Украина“ в четверг.

По его словам, в следующие пять лет компания планирует развитие в качестве управленческой платформы, цель которой, среди прочего, поддержка украинских производителей и представление их на зарубежных рынках.

Кроме того, «Аврора» планирует дальнейшее развитие в странах, в которые логистически удобно доставлять товары из Украины, пояснил Жиденко.

Как сообщалось, выручка сети «Аврора» по итогам 2024 года увеличилась на 42,5% – до 38,5 млрд грн (без НДС). В первом квартале 2025 года выручка выросла на 32,5% – до 10,6 млрд грн.

«Аврора» была основана в 2011 году Жиденко, Тарасом Панасенко и Лесей Клименко. На конец 2024 года сеть насчитывала более 1600 магазинов в Украине и 30 в Румынии. Главный офис торговой сети расположен в Полтаве.

По данным Opendatabot, владельцем ООО «Выгодная покупка», которая развивает сеть, является кипрская «Авроритейл Инвестменс Лимитед», ее бенефициар – Жиденко.

,

32 случая буллинга фиксируют ежемесячно в Украине в этом году

130 случаев буллинга было зафиксировано в Украине за первые четыре месяца 2025 года по данным Национальной полиции Украины (НПУ). В среднем, в этом году ежемесячно составляют 32 протокола о буллинге. Это в 1,5 раза больше, чем в соответствующий период прошлого года. Более половины протоколов составляют именно на малолетних школьников и подростков от 14 до 16 лет. Только в 48% дел о буллинге было принято решение.

130 административных правонарушений за буллинг (ст. 173-4 КУоАП) выявила полиция за первые четыре месяца 2025 года. Это, в среднем, 32 протокола в месяц — на 15% больше, чем в «довоенном» 2021 году.

Количество протоколов за буллинг резко снизилось после начала полномасштабной войны в 2022 году — до 10 случаев в месяц. Однако постепенно выявленных случаев становилось все больше: в 2024 году полиция уже составляла 22 протокола ежемесячно, а в 2025 году — почти в 1,5 раза больше.

Заметно увеличилось количество буллинга, совершенного подростками. Если в 2021 году таких случаев было 44% от общего количества, то в этом году — уже 58%.

В этом году чаще наказывают и за умалчивание руководителями учебных заведений о случаях издевательств. В 2025 году таких случаев уже 11 (9% от общего количества). Для сравнения, за весь 2024 год таких протоколов было 14 (5%), а в 2021 — только 13 (4%).

Зато уменьшилось так называемое «групповое» буллинг или повторная травля со стороны подростков. В 2025 году таких протоколов составили только 5 (4%), тогда как в 2024 году — 30 (11%), а в 2021 — 35 (10%).

В целом, из 130 административных протоколов, составленных в этом году, решение суда было принято только в 48% случаев.

 

https://opendatabot.ua/analytics/bulling-in-schools-2025

 

,