За семь месяцев 2025 года Украина экспортировала замороженные овощи на сумму 6,1 млн USD, сообщает аналитический обзор Государственной службы по вопросам аграрной политики и инвестиций. В структуре экспорта доминируют такие продукты, как мороженая морковь, свекла, сельдерей, салат, цикорий и картофель.
Рост экспорта замороженных овощей можно отчасти объяснить стремительным развитием ягодного направления в агросекторе. После шустрого увеличения производства малины многие предприятия вложились в морозильные мощности. Используя их на полную, они расширили ассортимент продукции, включив в него различные овощи и фрукты.
Несмотря на уверенный рост, Украина до сих пор остаётся нетто-импортером замороженных овощей — экспорт уступает объёмам импорта. Это свидетельствует о накопленном потенциале для дальнейшего роста и диверсификации ассортимента в будущем.
К ключевым рынкам сбыта украинской заморозки относятся Германия, Израиль, Бельгия, Италия, Польша, Франция и Румыния.
Растущий экспорт замороженных овощей — сигнал отраслевой адаптации и эффективного использования ресурсов. Особенно впечатляет диверсификация в сторону замороженных продуктов — шаг, позволяющий украинским производителям выходить на новые рынки и устойчиво укрепляться на существующих. Тем не менее, сохраняющийся дефицит в балансе экспорта и импорта требует внимания к качеству, ассортименту продуктов и развитию брендов. Усиление поддержки местных переработчиков, модернизация цепочек заморозки и логистики, а также продвижение на зарубежных рынках — ключевые факторы для дальнейшего роста.
Второй по величине украинский оператор мобильной связи «ВФ Украина» («Vodafone Украина», VFU), который в связи с выплатой дивидендов с конца мая по результатам трех предложений выкупил собственные еврооблигации на сумму почти $7 млн, объявил о повышении цены выкупа на четвертом подобном тендере с 85% до 90% от номинала.
Как отмечается в сообщении компании на Ирландской фондовой бирже, максимальный объем выкупа остался на уровне $3,945 млн, как и было объявлено 13 августа, но срок приема заявок продлен с 28 августа до 11 сентября, а расчеты теперь планируются примерно на 18 сентября.
Два первых раза «Vodafone Украина» выкупала облигации на сумму, эквивалентную EUR1 млн. Дебютный выкуп был объявлен по цене 99% от номинала, второй – 90% от номинала. Результаты второго выкупа компания на бирже не объявляла, тогда как коэффициент масштабирования первого выкупа составил 0,0040355668.
По результатам третьего тендера, где цена выкупа была снижена до 85% от номинала, а предложение было ограничено $4,67 млн, «Vodafone Украина» получила заявки на $53,395 млн и удовлетворила их на сумму $5,208 млн. Коэффициент масштабирования составил 0,1315451889487317.
Облигации с погашением в феврале 2027 года и номинальной ставкой 9,625% годовых были выпущены на $00 млн. После аннулирования выкупленных облигаций общая номинальная стоимость облигаций, остающихся в обращении, составляет $292,532 млн.
Выкуп еврооблигаций связан с тем, что 24 апреля 2025 года VFU объявил о выплате дивидендов своему акционеру в размере 660,245 млн грн ($15,9 млн по указанному в сообщении курсу) за 2024 год. Согласно ограничениям Нацбанка, они будут выплачиваться отдельными ежемесячными выплатами дивидендов. Ожидается, что каждый такой ежемесячный дивиденд будет составлять сумму в гривнах, равную EUR1 млн. Уже осуществлено четыре таких выплаты.
Компания подчеркнула, что по условиям выпуска облигаций в таком случае она должна предложить всем владельцам облигаций подать заявку на их продажу на сумму, равную сумме дивидендов, уплаченных за пределы Украины.
Как сообщалось, VFU в 2024 году увеличил выручку на 13,1% — до 24,44 млрд грн, сократив чистую прибыль на 30,1% — до 3,54 млрд грн.
В январе-марте 2025 года выручка выросла на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года — до 6,59 млрд грн, тогда как чистая прибыль упала на 24% — до 697 млн грн.
Государственная служба статистики Украины (Госстат) сейчас активно работает над разработкой нового сайта, более удобного для пользователей, который хочет презентовать осенью этого года, сообщил глава Госстата Арсен Макарчук.
«Важен не только продукт, но и его обертка, подача… Нам нужно стать ближе и лучше в подаче нашего продукта. Он (сайт) должен стать местом, где статистика отвечает на вопросы, позволяет видеть страну через данные, а не просто выгружается в формате excel», — сказал он в интервью агентству «Интерфакс-Украина«.
Макарчук отметил, что в соответствии с законодательством и сложившейся практикой в официальных документах в Госстате оперируют термином «пользователь», но для него принципиально рассматривать того, для кого работает статистическое ведомство, не как пользователя, а как клиента.
«Что такое клиент? Собственно — экономический агент, который делает осознанный выбор в пользу использования ваших продуктов или отказа от их использования, если этот продукт не удовлетворяет. Чтобы удовлетворить нашего клиента, нам необходимо предоставить ему то, что ему нужно», — подчеркнул Макарчук, который возглавил Госстат в начале марта, а до этого много лет работал в Национальном банке.
По его словам, если Госстат не может удовлетворить потребность клиента в данных, то клиент удовлетворит ее в каком-то другом месте, пусть и с худшим качеством данных, тогда как государственное статведомство останется «за бортом».
В качестве примера новый глава привел оценку индекса потребительских цен, которую он хотел бы ускорить, потому что некоторые клиенты могут использовать вместо официальной статистики веб-скрейпинг — автоматизированный процесс сбора больших объемов данных в Интернете.
Другим примером Макарчук назвал оценку численности населения, которую Госстат по объективным причинам не публикует с 2022 года, и поэтому многие клиенты — от центральных органов исполнительной власти до международных организаций — опираются на определенные свои оценки, как, например, Институт демографии с оценкой от 28 до 34 млн.
«Свои оценки проводит Всемирный банк, Международный валютный фонд. Какие методологии под капотом, мы не знаем. Это во многом предположения, а не точные оценки, но за отсутствием нашего продукта используют другие. И угроза в том, что в какой-то момент у нас не останется клиентов. Если мы не будем предлагать хороший продукт, который соответствует их требованиям, они будут находить другие источники», — подытожил Макарчук.
Агропромышленный холдинг «Астарта», крупнейший производитель сахара в Украине, завершил уборочную кампанию ранних зерновых и масличных культур и получил валовой урожай пшеницы 237 тыс. тонн (-9% г/г), рапса — 31 тыс. т (-23% г/г), сообщила пресс-служба агрохолдинга.
В «Астарте» отметили, что урожайность пшеницы составила 5,2 т/га (-3% г/г), рапса — 2,7 т/га (-20% г/г).
«Текущий сезон характеризовался рядом климатических вызовов: дефицитом осадков на большей части территории, весенними заморозками, локальными градами и затяжными дождями в западных регионах, что повлияло на темпы созревания и уборки культур. В то же время благодаря эффективному планированию, оперативному привлечению техники и слаженной работе агрономических и производственных команд Астарта обеспечила своевременную и качественную уборку урожая», — рассказали в агрохолдинге.
При этом наилучших результатов достигли агрофирмы на Западе Украины: «Житниця Поділля» с урожайностью пшеницы 7,4 т/га и «Волочиськ-Агро» с урожайностью рапса 3,1 т/га. Сейчас Астарта приступила к уборке поздних культур.
В то же время аграрии «Астарты» проводят посев озимых культур под урожай-2026. Запланированные площади: 44 тыс. га под озимую пшеницу (-3% г/г) и 16 тыс. га под озимый рапс (+45% г/г).
По результатам первого полугодия 2025 года доход в сегменте составил EUR61 млн (-38% г/г) на фоне снижения объемов продажи урожая прошлого года. Экспорт обеспечил 83% дохода сегмента (против 93% в первом полугодии 2024 года)«, — резюмировали в агрохолдинге.
»Астарта» — вертикально интегрированный агропромышленный холдинг, осуществляющий деятельность в восьми областях Украины, крупнейший производитель сахара в Украине. В его состав входят шесть сахарных заводов, агрохозяйства с земельным банком 220 тыс. га и молочные фермы с 22 тыс. голов КРС, маслоэкстракционный завод в Глобино (Полтавская обл.), семь элеваторов и биогазовый комплекс.
«Астарта» в 2024 году увеличила чистую прибыль на 34,5% – до EUR83,25 млн, а ее консолидированная выручка сократилась на 1,1% – до EUR612,15 млн.
В первом квартале этого года выручка агрохолдинга упала на 24,9% – до EUR124,58 млн, тогда как чистая прибыль – на 28,8%, до EUR6,42 млн.
Собрание акционеров 12 июня этого года утвердило выплату дивидендов за 2024 год в размере EUR0,5 за акцию на общую сумму EUR12,5 млн, что соответствует показателям предыдущих двух лет.
ЧАО «Страховая компания »АРКС» (ARX, Киев) в январе-июне 2025 года собрала чистые премии на сумму 2,575 млрд грн, что на 35,17% больше, чем за аналогичный период год назад, валовые премии увеличила до 2,731 млрд грн (+39,7%).
Такая статистика приведена на сайте РА «Стандарт-Рейтинг» по обновлению кредитного рейтинга/рейтинга финансовой устойчивости (надежности) компании на уровне «uaААА» по национальной шкале по итогам первого полугодия 2025 года.
Согласно обнародованным данным, поступления от физических лиц увеличились в портфеле страховщика на 37,89%, до 1,579 млрд грн, а от перестраховщиков снизились на 33,56%, до 3,846 млн грн. Таким образом, доля физических лиц в валовых премиях СК составила 57,83%, а доля перестраховщиков – 0,14%.
Страховые платежи, отправленные перестраховщикам, за первое полугодие 2025 года по сравнению с тем же периодом 2024 года выросли более чем в три раза, до 155,850 млн грн, коэффициент участия перестраховщиков в страховых премиях по итогам первого полугодия 2025 года увеличился до 5,71%.
Объем страховых выплат, осуществленных страховщиком за этот отчетный период, вырос по сравнению с январем-июнем 2024 года на 16,86%, до 1 млрд грн. Учитывая более высокие темпы прироста валовых премий по сравнению со страховыми выплатами, уровень выплат уменьшился на 7,16 процентного пункта (п.п.), до 36,63%.
РА отмечает, что по итогам первого полугодия 2025 года деятельность СК «АРКС» была прибыльной: компания получила 61,608 млн грн операционной прибыли и 198,688 млн грн – чистой прибыли.
Ее активы по состоянию на 1 июля 2025 года увеличились на 12,71%, до 5,883 млрд грн, собственный капитал показал прирост 7,55%, до 2,832 млрд грн, обязательства выросли на 17,96%, до 3,051 млрд грн, а денежные средства и их эквиваленты – на 42,01%, до 1,161 млрд грн.
По данным РА, по состоянию на начало третьего квартала 2025 года компания имела уровень капитализации 92,81%, а 38,05% ее обязательств покрывались денежными средствами и их эквивалентами.
При этом по состоянию на 1 июля 2025 года страховщик осуществил финансовые инвестиции в объеме 2,889 млрд грн, которые состояли из ОВГЗ и ОЗГЗ (63,27% портфеля инвестиций), а также из депозитов в банках с инвестиционным уровнем кредитного рейтинга (36,73% портфеля). Таким образом, по состоянию на отчетную дату ликвидные активы в 1,33 раза превышали обязательства СК «АРКС».
АРКС является частью международного страхового холдинга Fairfax Financial Holdings Ltd.
Группа компаний «Вилия» в сезоне-2025 собрала 102,7 тыс. тонн зерновых культур с площади 20,19 тыс. га, сообщила пресс-служба компании в Facebook.
В компании отметили, что в 2025 году наибольшая площадь среди озимых культур была отведена под пшеницей – 8,14 тыс. га и рапсом – 9,46 тыс. га.
Сбор в разрезе культур показал, что озимой пшеницы с 8139 га было собрано 74,98 тыс. тонн со средней урожайностью 9,21 тонн/га, озимой пшеницы твердых сортов (дурум) с 911 га собрано 6,51 тыс. тонн с урожайностью 7,15 тонн/га, яровой пшеницы твердых сортов с 422 га собрано 3,42 тыс. тонн с урожайностью 8,10 тонн/га, озимого рапса с 1262 га собрано 9,93 тыс. тонн с урожайностью 7,86 тонн/га, ярового рапса с 9465 га — 32,38 тыс. тонн с урожайностью 3,42 тонн/га.
«На отдельных полях урожайность достигала 5,40 тонн/га для рапса и 11,74 тонн/га для пшеницы — показатели, которые свидетельствуют о высоком потенциале наших земель и профессиональной работе команды», — резюмировали в компании и добавили, что уже начали посевную кампанию под урожай-2026.
Группа компаний «Вилия» объединяет ряд предприятий в Волынской и Ровенской областях, которые обрабатывают 52 тыс. га, специализируются на производстве сельхозкультур, хранении зерновых, масличных и бобовых культур, торговле зерном, производстве муки и круп, а также животноводстве.
Ее материнская компания, ООО «Волынь-Зерно-Продукт», начала свою деятельность в 2001 году. В состав ГК «Вилия» входят семь элеваторов в Волынской и Ровенской областях, ООО «Луцкий комбикормовый завод», ООО «Млиновский комбикормовый завод», семенной завод, ряд складов и собственная железнодорожная ветка. Бенефициаром предприятия является Евгений Дудка.