Отгрузка аграрной продукции из морского торгового порта «Черноморск» (Одесская обл.), инфраструктура которого на прошлой неделе существенно пострадала от российской ракетной атаки, постепенно восстанавливается, сообщила брокерская компания Spike Brokers в телеграм-канале.
Брокеры отметили, что в 2023 году в структуре экспортных отгрузок водным транспортом доля порта «Черноморск» составляла 36%, тогда как порты Дуная — 32%, порт «Одесса» — 17%, порт «Южный» — 15%.
«За прошедшую неделю ставки фрахта на перевозку кукурузы «костерами» в направлении восточного побережья Италии снизились на $3, в направлении Испании и Израиля — на $2. Фрахт на перевозку зерна «панамаксами» из глубоководных портов Одессы в Китай и Вьетнам снизился на $4″, — отметили специалисты.
По состоянию на 22 апреля ставки при транспортировке из порта «Черноморск» в Италию (восточное побережье) составляли $29-30 (30-35 тыс. тонн), Испанию (Средиземноморье) — $30-32 (30-35 тыс. тонн), Вьетнам — $52-54 (60-65 тыс. тонн), Китай — $54-56 (60-65 тыс. тонн).
В то же время рыночные ставки транспортировки грузовым транспортом из порта «Измаил» в порт «Констанца» (Румыния) по состоянию на указанную дату составляют EUR18-22 (4,5-5 тыс. тонн), в порты средиземноморского побережья Испании — $35-37 (30-35 тыс. тонн). Ставки транспортировки из порта «Рени» в порты Израиля колеблются в пределах $33-35 (30-35 тыс. тонн), констатировали в Spike Brokers.
По информации источника на зерновом рынке, который пожелал остаться неназванным, такое ограничение могло привести к временным сбоям в доставке продукции на терминалы агрохолдинга «Кернел», групп компаний Risoil и Viterra. Кроме того, остановка работы зерновых терминалов может привести к сокращению апрельского экспорта украинского зерна по Черноморскому зерновому коридору до 5 млн тонн при ожидаемых 8 млн тонн.
Как сообщалось, 10 апреля российские оккупанты во время утреннего обстрела Одесской области повредили железнодорожные подъездные пути к ряду зерновых терминалов, расположенных в порту «Черноморск». Это привело к временным сбоям в доставке продукции на терминалы агрохолдинга «Кернел», групп компаний Risoil и Viterra.
«Укрзалізниця» в день обстрела ввела конвенцию на грузоперевозки, которая должна была действовать до 13 апреля, а затем дважды продлевалась — сначала до 17 апреля, затем до 22 апреля, после чего была снята.