Государство намерено привлечь частных инвесторов к кредитованию проектов по ремонту, модернизации, реконструкции и строительству стратегических объектов портовой инфраструктуры Украины с возможностью компенсации израсходованных средств за счет портовых сборов.
Соответствующие нормы содержатся в проекте постановления Кабинета министров «Некоторые вопросы компенсации инвестиций, внесенных субъектами хозяйствования в стратегические объекты портовой инфраструктуры, являющиеся объектами государственной собственности, текст которого размещен на сайте Министерства развития громад, территорий и инфраструктуры (Минвосстановления) для обсуждения.
Документ предусматривает утверждение порядка и условий заключения договоров, на основании которых осуществляется компенсация инвестиций, внесенных субъектами хозяйствования в стратегические объекты портовой инфраструктуры, а также изменения к постановлению Кабмина №899 от 3 октября 2012 года, согласно которым субъекты хозяйствования государственного сектора экономики могут осуществлять расходы на капитальные инвестиции, в том числе на объектах портовой инфраструктуры, в случае отсутствия утвержденного финансового плана.
Указывается, что размер компенсации инвестиций не должен превышать размер фактически уплаченных инвестором средств на финансирование проектирования или выполнения работ по строительству объектов портовой инфраструктуры.
Кроме того, отмечается, что инвестором может быть юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель. Инвесторов на одном объекте может быть несколько.
В то же время действие нового порядка не будет распространяться на правоотношения с участием субъектов хозяйствования, осуществляющих частное инвестирование в объекты портовой инфраструктуры на основании договоров, заключенных в рамках государственно-частного партнерства, в частности концессионных договоров, а также договоров аренды государственного имущества.
Минвосстановления рассчитывает, что принятие указанного постановления даст возможность восстановить стратегические объекты портовой инфраструктуры, ускорить рост показателей в сфере морского транспорта, повысить конкурентоспособность морских портов и увеличить их инвестиционную привлекательность.
«В связи с военной агрессией российской федерации против Украины сейчас как никогда существует проблема недостаточного финансирования морской отрасли, в том числе в связи с несовершенной фискальной политикой, что приводит к нехватке средств у государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» (АМПУ)», — сказано в пояснительной записке к проекту постановления.
Указывается, что АМПУ заключило договоры на ряд проектов строительства, однако «из-за нехватки средств и дивидендной политики государства нет возможности реализовать даже части этих проектов».
В то же время перед АМПУ остро стоит вопрос о необходимости реконструкции и поддержания в надлежащем состоянии портовой инфраструктуры, в том числе причальной. На балансе ГП по состоянию на 24 февраля 2022 года было 265 причалов (грузовых, вспомогательных, пассажирских), расположенных в 13 морских портах Украины. Из этого количества 20 непригодны к нормальной эксплуатации, 37 нуждаются в значительных капиталовложениях в ближайшие пять лет, а более 50 работают с низкой экономической эффективностью — они нуждаются в восстановления путем капремонта или реконструкции.
Кроме того, указывается, что, согласно предварительным расчетам, в период до начала полномасштабного вторжения потребность ГП «АМПУ» в финансировании проектов по реконструкции, модернизации и строительству только причалов (более 48 проектов, из которых 36 — по реконструкции и модернизации) оценивалась на уровне 12 млрд грн в течение четырех лет.