Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

«Укрзализныця» хочет привлечь гранты ЕС для строительства 80 км евроколей до Львова

17 октября , 2025  

АО «Укрзализныця» (УЗ), при условии европейского и государственного софинансирования, планирует в ближайшие два года реализовать проект Мостицкая-Скнилов и далее развивать коридор Львов-Ужгород -Чоп и Львов-Черновцы-Вадул-Сирет (Румыния), что позволит Украине начать восстанавливать и реализовывать уникальный географический статус, сообщил директор департамента стратегии и трансформации «Укрзализныци» Олег Яковенко.

«Мы планируем также получить грантовые средства на проект Мостицкая-Скнилов, который свяжет 80 км европейской колеи между польской границей и Львовом. Далее мы проводим сейчас технико-экономические исследования по коридорам, которые связывают Львов, Черновцы и Румынию», — сказал Яковенко во время Киевского международного экономического форума (КМЭФ) в четверг, 16 октября.

По его словам, в рамках интеграции Украины в Европейский Союз УЗ планирует развитие колеи 1435 мм и европейских транспортных коридоров на территории Украины. Также евроинтеграционная реформа железнодорожной отрасли предусматривает коренное изменение функционирования всей модели железной дороги в Украине.

«Прежде всего, речь идет о проведении рыночной реформы, – это выделение оператора инфраструктуры в рамках „Укрзализныци“, отделение от оператора инфраструктуры перевозчиков. Это позволит в будущем либерализовать рынок. А также позволит нам создать рыночные механизмы именно в перевозках», – пояснил Яковенко.

Другим элементом реформы он назвал внедрение европейских правил технической совместимости интероперабельности. Речь идет о технических стандартах безопасности, а также изменениях системы организации безопасности.

Директор департамента стратегии и трансформации «Укрзализныци» отметил, что сейчас планируется внесение законопроекта «О безопасности и интероперабельности железнодорожного транспорта Украины», чтобы принять его до конца года, тогда как в следующем году компания ожидает внесения закона о либерализации рынка.

Как пояснил Яковенко, ожидается формирование так называемого тарифа доступа к инфраструктуре, по которому участники рынка смогут покупать у оператора инфраструктуры определенный доступ к маршрутам перевозки на конкурентной основе.

«Эти тарифы будут регулируемыми, то есть они будут формироваться согласно порядку формирования тарифов, они будут отражать экономически обоснованные тарифы именно по европейским правилам», — подчеркнул представитель «Укрзализныци».

Отмечается, что в новой системе введут отдельные PSO-контракты (Public Service Obligation) между пассажирскими перевозчиками и государством на национальном уровне, а также перевозчиками и органами местного самоуправления. Это должно снять финансовую нагрузку с грузовых перевозок.

Как сообщалось, в сентябре был открыт участок железной дороги стандартной («европейской») колеи 1435 мм между Ужгородом и Чопом Закарпатской области, что позволит организовать беспересадочное железнодорожное сообщение между Ужгородом и рядом столиц стран Европы.

Кроме того, в январе 2025 года сообщалось о переносе реконструкции железнодорожной колеи на участке «Госграница Польши — Мостиска II — Скнилов (Львов)» на 2026 год, хотя в феврале 2024 года тогдашний вицепремьер по восстановлению — министр развития общин, территорий и инфраструктуры Александр Кубраков заявил о начале строительства до конца 2024 года. Позже стало известно, что Украине не удалось привлечь для реализации проекта финансирование Connecting Europe Facility (CEF). Сообщалось, что возможность профинансировать 50% стоимости проекта изучало Агентство США по международному развитию (USAID), но сейчас оно уже ликвидировано.

 

, , , , ,