АО «Укрзализныця» (УЗ) в январе-мае 2024 года увеличило объем перевозки грузов на 29,9% — до 75,43 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
При этом, как говорится в аналитической записке, подготовленной к заседанию Офиса экспортеров в пятницу, в мае объем перевозки зерновых грузов в направлении портов впервые достиг уровня, предшествовавшего полномасштабному вторжению. Значительно вырос и экспорт руды, минстройматериалов и цемента.
«Увеличение объемов перевозок происходит за счет активности экспорта грузов, в значительной степени из-за открытия морских путей. В то же время массированные ракетные обстрелы существенно повлияли на состояние энергетической отрасли, определенных видов промышленности, транспортной инфраструктуры, что сказывается на динамике объемов перевозок грузов», — отмечается в записке.
Объем перевозки грузов «Укрзализныцей» в экспортном сообщении в январе-мае увеличился на 56,7% до 37,97 млн тонн. По итогам пяти месяцев доля экспорта грузов железнодорожным транспортом выросла почти на 9 процентных пунктов — до 50,4% от перевезенных различными видами транспорта объемов. По итогам пяти месяцев 2023 года она составила 41,7%.
В мае объем перевозки грузов на экспорт вырос на 7,4% по сравнению с апрелем — до 7,55 млн тонн. В мае 2023 года этот показатель увеличился вдвое (+3,76 млн тонн).
Согласно основной номенклатуре экспортных перевозок в мае первое место занимали зерновые грузы — 3,28 млн тонн (43,4% в общем объеме грузов, перевезенных по железной дороге на экспорт в мае), второе место — руда железная и марганцевая — 2,7 млн тонн (35,8%), третье — черные металлы — 410 тыс. тонн (5,5%).
Благодаря работе Украинского морского коридора и постепенному восстановлению производства на предприятиях горно-металлургического комплекса значительно вырос экспорт железной и марганцевой руды, отметили в УЗ.
Кроме того, сообщается, что объем перевозки зерновых грузов в направлении портов в мае впервые достиг уровня, предшествовавшего полномасштабному вторжению. Было перевезено 2,91 млн тонн, что на 0,6% больше по сравнению с февралем 2022 года. В направлении сухопутных переходов перевезено 361,7 тыс. тонн — в 5,6 раза больше, чем в феврале-2022.
Объем перевозки зерновых грузов за этот период 2024 года вырос на 38,9% против аналогичного периода прошлого года — до 16,17 млн тонн. В мае объем экспорта зерновых грузов составил 3,28 млн тонн — 10,1% больше по сравнению с апрелем.
Объем перевозки на экспорт железной и марганцевой руды за пять месяцев 2024 года увеличился в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года — до 15,2 млн тонн. В мае объемы экспорта руды незначительно выросли по сравнению с апрелем — на 2,8%, до 2,7 млн тонн. В направлении морских портов перевезено 1,39 млн тонн (51,6% от объема экспорта), через сухопутные переходы — 1,3 млн тонн.
Объем экспорта черных металлов за определенный период вырос на 4% — до 2,02 млн тонн. В мае в экспортном сообщении перевезено 414,6 тыс. тонн черных металлов — на 1% больше чем в апреле.
Объем экспорта черных металлов в направлении морских портов составил 305,6 тыс. тонн (73,7%), через сухопутные переходы — 109 тыс. тонн. Отмечается, что в мае-2024 по сравнению с маем-2023 объемы экспорта черных металлов упали на 12,2% (57,6 тыс. тонн).
Объем экспорта растительного масла за 5 месяцев вырос на 20,3% против аналогичного периода прошлого года — до 770,9 тыс. тонн. В мае он составил 195,1 тыс. тонн, что на 28,7% больше, чем в апреле.
Как отмечается, масло экспортируется преимущественно через сухопутные переходы, через которые на экспорт в мае было перевезено 140,4 тыс. тонн (72% от общего объема), через морские порты — 54,7 тыс. тонн. По сравнению с маем-2023 года в мае-2024 объем экспорта растительного масла вырос на 68,6% (+79,4 тыс. т).
Экспорт минстройматериалов вырос до 1,22 млн тонн. В мае зафиксирован самый высокий показатель объема экспорта минстройматериалов — 358,4 тыс. тонн — на 11% больше апрельского показателя.
Экспорт цемента за 5 мес. вырос на 40,6% — до 566,5 тыс. тонн. В мае был зафиксирован самый высокий показатель объема экспорта цемента за последние пять лет — 151,4 тыс. тонн, что на 10,2% больше по сравнению с апрелем-2024.
«Уже несколько лет подряд наблюдается тенденция постепенного роста экспорта цемента железнодорожным транспортом.
В направлении ЕС цемент экспортируется через сухопутные пограничные переходы», — отметили в УЗ.
В целом экспорт через сухопутные переходы за пять месяцев сократился на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 13,33 млн тонн. В мае он составил 2,69 млн тонн (35,6% от общего объема экспорта), что на 3,6% меньше по сравнению с апрелем.
При этом экспорт через морские порты вырос в 2,6 раза — до 24,61 млн тонн. В мае он составил 4,86 млн тонн (64,4% от общего объема экспорта), что на 9,7% больше, чем в апреле. Основной объем грузов направлялся в порты Большой Одессы — 92% и только 8% — в дунайские порты.