Business news from Ukraine

Госкомпании будут играть ключевую роль в восстановлении экономики Украины после завершения войны — заместитель министра экономики

Роль государственных компаний во время войны существенно возросла, и она будет оставаться ключевой и в послевоенном восстановлении, заявил заместитель министра экономики Алексей Соболев на круглом столе «Роль государственных предприятий в послевоенном восстановлении», который состоялся на днях при поддержке проекта USAID «Деятельность в рамках поддержки реформы государственных предприятий в Украине» (SOERA).

«Во время дискуссии участники неоднократно отмечали, что роль украинских государственных предприятий значительно возросла в период полномасштабного российского вторжения, а также их значительный вклад в процесс послевоенного восстановления. При этом также подчеркивалась необходимость создать условия для привлечения к восстановлению частного сектора», — говорится в пресс-релизе по итогам обсуждения.

Старший специалист по управлению проектами USAID Ukraine Андрей Нестеренко отметил, что Украина насчитывает более 3 200 государственных и более 14 000 муниципальных предприятий. По его мнению, после завершения войны и начала восстановления экономики, государственные компании будут первыми, кто сделает свой вклад в восстановление, и за ними обязательно последует частный бизнес.

Соболев сообщил, что Министерство экономики разработало перечень предприятий, которые должны оставаться в государственной собственности, однако часть из них может быть частично приватизирована.

«Некоторые предприятия сыграли важную роль во время войны и будут играть ключевую роль в восстановлении экономики Украины после ее завершения, поэтому правительство рассматривает лишь частичную их приватизацию, в частности через IPO, с целью привлечения инвестиций», — цитируются слова заместителя министра в пресс-релизе.

Он также заявил о подготовке правительством четырехлетнего плана на 2024-2027 годы, который будет передан Европейской комиссии для разработки программы масштабной помощи Украине. План содержит раздел, посвященный государственным активам и вопросам корпоративного управления и приватизации, уточнил замминистра.

Ответственный менеджер по Украине Секретариата глобальных отношений ОЭСР Габриэла Миранда заявила о поддержке Украины со стороны ОЭСР в ее усилиях по восстановлению после войны, формализованную в четырехлетней программе поддержки реформ и восстановления в рамках соглашения о партнерстве, которое Украина заключила с ОЭСР 7 июня 2023 года. По словам Миранды, в ее рамках ОЭСР будет работать с правительством над продолжением реформы государственных предприятий, приватизацией, развитием финансовых рынков и борьбой с коррупцией.

Глава Государственного агентства восстановления и развития инфраструктуры Украины Мустафа Найем спрогнозировал, что в период восстановления объемы государственных закупок значительно вырастут, но нужно изменить восприятие государства как рискованного заказчика, чтобы частные компании не боялись участвовать в тендерах.

Гендиректор государственной «Укрпочты» Игорь Смелянский, который также принял участие в круглом столе, рассказал, как компания активно работает над цифровизацией и развитием логистики, чтобы сделать свои услуги доступными и эффективными для всех населенных пунктов, в частности пострадавших от российской агрессии. Он вновь подчеркнул важность получения «Укрпочтой» права на предоставление банковских услуг, поскольку для почти трети украинцев они сейчас недоступны.

Также Смелянский указал на необходимость адаптации процедур со стороны международных партнеров, чтобы ускорить предоставление срочно необходимой помощи Украине.

В завершение круглого стола заместитель директора проекта «Деятельность по реформированию государственных предприятий в Украине» (SOERA) Джон Токолиш (John Tokolish) предложил помощь программы в различных сферах деятельности государственных и коммунальных предприятий, а также пообещал продолжение поддержки реформ проектом SOERA.

Уточняется, что в мероприятии приняло участие около 100 экспертов и специалистов из разных сфер деятельности, преимущественно руководителей С-уровня (гендиректора, владельцы, руководители аппарата), представителей международных организаций (ОЭСР, ЕБРР, МФК, МВФ), международных партнеров (Делегация ЕС и Европейская комиссия), членов наблюдательных советов госпредприятий, а также партнеров из частных компаний.

Ликвидность банковской системы, млрд грн

Ликвидность банковской системы, млрд грн

Источник: Open4Business.com.ua и experts.news

Международная макрофинансовая помощь Украине (прогноз до 2025 в млрд дол)

Международная макрофинансовая помощь Украине (прогноз до 2025 в млрд дол)

Источник: Open4Business.com.ua и experts.news

Fitch повысило рейтинг ПроКредит Банка

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило рейтинг устойчивости ПроКредит Банка (Киев) с «cc» до «ccc-» и подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) в иностранной валюте (LTFC) на уровне «CCC-» и долгосрочный РДЭ в национальной валюте (LTLC) на уровне «CCC».

«Повышение рейтинга устойчивости отражает наше мнение об умеренно более низком риске банкротства ПроКредит Банка обусловленном более устойчивым качеством активов и рентабельностью в связи с менее суровыми условиями деятельности, чем мы ожидали ранее», – указало агентство в сообщении на своем сайте в пятницу.

Оно добавило, что подтверждение национального долгосрочного рейтинга на уровне «AA(ukr)» со «Стабильным» прогнозом отражает неизменную кредитоспособность банка в национальной валюте относительно других украинских эмитентов.

Fitch отметило, что РДЭ ПроКредит Банка обусловлен поддержкой со стороны материнского ProCredit Holding AG & Co. KGaA («BBB/прогноз «Стабильный»/bb»).

Агентство добавило, что рейтинг поддержки акционеров «ccc-» отражает мнение о стратегической важности украинского банка для холдинга, а также потенциальные ограничения способности банка использовать поддержку материнской компании, в частности, для обслуживания обязательств в иностранной валюте.

Указывается, что дефолт по приоритетным обязательствам в иностранной валюте остается реальной возможностью из-за войны, тем не менее, банк поддерживает в целом адекватную валютную ликвидность по сравнению со своими потребностями, чему способствуют различные меры регулирования капитала и валютного контроля, введенные с началом войны.

По мнению Fitch, ПроКредит Банк продолжит обслуживать свои внешние обязательства: на конец первого квартала 2023 года его внешний долг составлял умеренные 10% от общего объема финансирования и состоит из субординированных облигаций на сумму EUR20 млн и финансирования международных финансовых организаций.

Агентство отметило, что постепенное улучшение условий работы украинских банков привело к большей устойчивости качества кредитного портфеля ПроКредит Банка, а также к более высоким доходам и прибыльности, чем ожидалось ранее. В результате, несмотря на то, что риски для капитала остаются очень высокими, Fitch полагает, что в настоящее время банк с меньшей вероятностью столкнется с существенным дефицитом капитала.

Агентство напомнило, что показатели качества активов ПроКредит Банка резко ухудшились после начала войны, что привело к значительным отчислениям в резервы (в 2022 в 3,4 раза превысившим операционную прибыль). «Риски для качества активов остаются повышенными и зависят от хода войны, несмотря на улучшение операционной среды в первом квартале 2023 года», – констатировало Fitch.

Оно добавило, что банк в первом квартале этого года получил 211 млн грн чистой прибыли после чистого убытка 1,8 млрд грн в 2022 году, и ожидает улучшения ситуации с отчислениями в резервы.

Указывается, что норматив основного капитала в первом квартале удалось повысить с 9,6% до 11,7%, однако он остается скромным

ПроКредит Банк по размеру общих активов (39,21 млрд грн) занимал на начало июня 15-е место среди 65 действовавших банков Украины. Его чистая прибыль за 5 месяцев достигла 384,43 млн грн.

,

За шумную езду могут начать штрафовать до 34 тыс. грн

Группа народных депутатов предлагает Верховной Раде ввести штрафы и лишать водительских прав за езду с нарушением допустимого уровня шума.
Соответствующий законопроект № 9564 зарегистрирован в парламенте 4 августа.

Нардепы предлагают дополнить Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП) новой нормой (ст. 121-4), предусматривающей административную ответственность за вождение или эксплуатацию транспортных средств с превышением установленного законодательством допустимого уровня шума.

За данное правонарушение предлагается установить штраф в фиксированном размере 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (НМДГ), то есть 17 тыс. грн, а в случае повторности – 2000 НМДГ (34 тыс. грн) с возможным лишением права на управление транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев.

Как отмечается в пояснительной записке, компетенцией рассмотрения дел по ст. 121-4 КУоАП будут наделены полицейские и суды (в случае повторности).
Одновременно законопроект вносит корреспондирующие изменения в законы «О дорожном движении» и «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения».

Запрет на управление или эксплуатацию транспортных средств с нарушением установленного уровня шума предлагается установить исключительно в пределах населенных пунктов, что исключает ответственность при проведении автомобильных спортивных соревнований и других мероприятий за пределами населенных пунктов.

Соавторами законодательной инициативы выступили, в частности, глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия, руководитель комитета ВР по вопросам молодежи и спорта Андрей Кожемякин («Баткивщина»), замглавы комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Евгения Кравчук («Слуга народа»), член комитета по вопросам правоохранительной деятельности Юрий Арешонков (группа «Доверие»).

,

Рынок новых коммерческих авто в Украине сократился на 9% – Укравтопром

Регистрации в Украине новых коммерческих автомобилей (грузовые и специальные) в июле составили 975 ед., что почти на 9% (или на 93 ед.) меньше показателя июня текущего года, сообщил «Укравтопром» в Телеграмм-канале.

Как сообщалось, в июне рынок показывал прирост в 12% к предыдущему месяцу.

«Рынок новых грузовиков в июле немного остыл», — констатирует ассоциация.

По сравнению с прошлогодним июлем рынок спецавто вырос на 64%, а отставание от довоенного июля- 2021 в этом сегменте авторынка составляет 43%.

В ТОП-5 рынка новых коммерческих автомобилей в прошлом месяце вошли: Renault – 276 ед; Ford – 91 ед.; Mercedes-Benz – 76 ед.; Volkswagen – 66 ед. И Scania – 53 ед.

Всего в январе-июле 2023 года украинский парк грузовых и спецавтомобилей пополнили 6165 новых машин, что на 62% больше, чем за аналогичный период 2022 года.

Как сообщалось со ссылкой на «Укравтопром», в 2022 году рынок новых коммерческих авто сократился в 2,3 раза к 2021 году – до 6,9 тыс. ед.

,