Business news from Ukraine

Парламент Молдовы упразднил молдавский язык и заменил его румынским

Словосочетание «молдавский язык» будет заменено на «румынский язык» в текстах всех законов молдавских и нормативных актов, в том числе в Конституции Молдовы. Соответствующий закон «О выполнении соображений некоторых постановлений Конституционного суда (КС)» принят в четверг во втором, окончательном чтении парламентом Молдовы.

Авторы ссылаются на три постановления КС, в том числе от 5 декабря 2013 года. Учитывая то, что «акты КС, которыми дается толкование конституционным текстам, имеют силу закона и являются обязательными», авторы предлагают в тексте законов слова «молдавский язык» заменить словами «румынский язык».

«В целях исполнения настоящего закона в 30-дневный срок со дня его вступления в силу Агентству правовых информационных ресурсов обеспечить в Государственном регистре правовых актов внесение изменений, вытекающих из настоящего закона, во все законодательство Республики Молдова, в том числе в Конституцию», — говорится в документе.

За принятие закона проголосовали депутаты парламентского большинства партии «Действие и солидарность» (PAS), а также независимый депутат Гаик Вартанян, который вышел из Партии социалистов и примкнул к движению национальной альтернативы (MAN), которое возглавляет мэр Кишинева Ион Чебан.

Законопроект вызвал критику со стороны оппозиционного Блока коммунистов и социалистов. Депутаты БКС во время голосования в парламенте вывесили несколько баннеров на своей трибуне. Ранее они заявили, что в случае принятия закона обратятся в Конституционный суд, чтобы его оспорить.

Согласно Конституции, поправки в Основной закон могут быть утверждены «двумя третями голосов депутатов» «не ранее шести месяцев после регистрации соответствующего законопроекта и только с положительным заключением КС». Также согласно Конституции, «Конституция не может быть пересмотрена во время чрезвычайного, осадного и военного положения».

В свою очередь авторы законопроекта в лице группы депутатов PAS считают, что речь идет о «техническом исполнении» решений Конституционного суда, а не о поправке в Конституцию.

До настоящего времени, согласно статье 13 Конституции Молдовы, госязыком Республики Молдова являлся «молдавский язык, функционирующий на основе латинской графики». Между тем Академия наук Молдовы признала, что правильным названием язык является «румынский». Румынский язык преподается во всех школах и учебных заведениях Молдовы с 1992 года.

Украина сократила импорт меди на 4%, экспорт на 40%

Украинские предприятия в январе-феврале текущего года снизили импорт меди и медных изделий в стоимостном выражении на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до $17,466 млн.

Согласно таможенной статистике, обнародованной Государственной таможенной службой Украины в четверг, экспорт меди и медных изделий за указанный период сократился на 39,7% — до $14,150 млн.

В феврале импортировано меди на $11,096 млн, экспортировано – на $7,743 млн.

Кроме того, Украина в январе-феврале 2023 года снизила импорт никеля и изделий из него на 95,3% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года – до $1,156 млн (в феврале – $844 тыс.), алюминия и изделий из него — на 81,6%, до $14,373 млн (в феврале – $7,596 млн). При этом снизила ввоз свинца и изделий из него на 89,9% — до $204 тыс. (в феврале – $173 тыс.), импорт олова и изделий из него на 8,5%, до $544 тыс. (в феврале — $371 тыс.), а также снизила цинка и цинковых изделий — на 72,6%, до $4,117 млн (в феврале – $1,879 млн).

Экспорт алюминия и изделий из него за первые два месяца 2023 года возрос в 2,4 раза по сравнению с сопоставимым периодом годом ранее — до $53,512 млн (в феврале — $26,983 млн), свинца и изделий из него снизился на 50,4% — до $3,023 млн (в феврале – $1,391 млн), никеля и изделий составил $92 тыс. (в феврале — $89 тыс.), тогда как в январе-феврале-2022 он был $875 тыс.

Экспорт цинка за два месяца текущего года составил $24 тыс. (в феврале – $23 тыс.), тогда как в январе-феврале-2022 он составлял $402 тыс. Экспорт олова и изделий составил $18 тыс. (в феврале – $1 тыс.) против $33 тыс. в аналогичном периоде годом ранее.

Как сообщалось, украинские предприятия в 2022 году снизили импорт меди и медных изделий в стоимостном выражении на 64,3% по сравнению с предыдущим годом — до $65,370 млн, их экспорт снизился на 56,3% — до $90,245 млн.

Кроме того, Украина в 2022 году сократила импорт никеля и изделий из него на 49,9% по сравнению с 2021 годом – до $59,754 млн, алюминия и изделий из него — на 33,4%, до $340,398 млн. При этом снизила ввоз свинца и изделий из него на 66,6% — до $2,839 млн.

Импорт олова и изделий из него упал на 33,5% — до $3,312 млн, а также сократился ввоз цинка и цинковых изделий — на 58,7%, до $38,690 млн.

Экспорт алюминия и изделий из него за 2022 год снизился на 42,7% по сравнению с 2021 годом — до $96,972 млн, свинца и изделий из него на 68,7% — до $11,970 млн, никеля и изделий – на 73,9%, до $1,268 млн.

Экспорт цинка за 2022 год составил $1,331 млн, тогда как в 2021 году он составлял $550 тыс. Экспорт олова и изделий в 2022 году составил $424 тыс. против $346 тыс. за предыдущий год.

, ,

Деблокада портов принесла бы Украине минимум $20 млрд валютной выручки — мнение

Деблокада украинских портов позволила бы нарастить валютную выручку от экспорта продукции, по минимальным оценкам, на $20 млрд, считает руководитель проектного офиса генерального директора «Метинвеста» Александр Водовиз.

«Мы собираем крохи со стола, но не видим большого пирога», – сказал Водовиз на Саммите экспортеров от Forbes.

Водовиз призвал задавать вопросы о деблокаде портов на встречах с ООН. «В этом направлении есть определенное движение, но этого недостаточно», — добавил он.

«Метинвест» является вертикально интегрированной группой из добывающих и металлургических предприятий. Его предприятия расположены в Украине — в Донецкой, Луганской, Запорожской и Днепропетровской областях, а также в странах Европы.

Основными акционерами холдинга является группа «СКМ» (71,24%) и «Смарт-холдинг» (23,76%), совместно управляющие им.

ООО «Метинвест Холдинг» — управляющая компания группы «Метинвест».

, ,

Украина и ЕС продлили «транспортный безвиз» еще на год

Действие Соглашения между Украиной и ЕС о либерализации грузовых перевозок пролонгировано до 30 июня 2024 года: документ, подписанный в июне 2022 года, упразднил необходимость получения украинскими перевозчиками соответствующих разрешений для осуществления двусторонних и транзитных перевозок в государства ЕС.

Как сообщил вице-премьер – глава Минвосстановления Александр Кубраков в Facebook, соответствующая договоренность была достигнута на первом заседании совместного комитета Соглашения о грузовых перевозках автомобильным транспортом.

«За первый год договоренность доказала свою практическую эффективность. За период ее действия объемы двусторонних и транзитных автомобильных грузоперевозок выросли более чем на 50%», – отметил он.

После подписания соглашения 29 июня 2022 года количество перевозчиков, пересекавших границу в направлении ЕС, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличилось на 53%, а само количество пересечений – на 43%.

Вице-премьер отметил потенциал дальнейшего роста, в частности, за счет совместного с европейскими партнерами развития необходимой логистической инфраструктуры на границе. Он напомнил, что с начала полномасштабного вторжения были открыты два новых пункта пропуска на границе Румынией, а также пункт контроля на временной инфраструктуре для пропуска пустых грузовых транспортных средств на границе с Польшей. Кроме того, расширена пропускная способность пункта «Краковец – Корчева» и упорядочена работа пункта «Ягодин – Дорогуск» на границе с Польшей.

«Эффективная реализация «транспортного безвиза» приближает нас к нашей главной внешнеполитической цели — обретению членства в ЕС», — подчеркнул Кубраков.

Вице-премьер напомнил, что соглашение также упрощает процедуру признания водительских документов: Украина и ЕС освободили владельцев водительских прав, выданных одной из сторон, от требования иметь международное водительское удостоверение.

,

Внешний товарооборот Украины за 2 месяца 2023 года составил $16,6 млрд, что на 30% меньше годом ранее

Внешний товарооборот Украины за январь-февраль 2023 года составил $16,6 млрд, что на 30% меньше, чем за аналогичный период 2022 года, сообщила Государственная таможенная служба. «В январе-феврале текущего года в Украину импортировали товаров на сумму $10,1 млрд, экспортировали – на сумму $6,5 млрд», — говорится в пресс-релизе Гостаможслужбы.

В январе ведомство отчиталось об импорте на $4,8 млрд и экспорте на $3,1 млрд. Таким образом, в феврале импорт вырос до $5,1 млрд, тогда как экспорт – до $3,4 млрд, а негативное сальдо торговли товарами осталось на уровне $1,7 млрд.

Как указала Гостаможслужба, облагаемый налогом импорт в январе-феврале составил $8,1 млрд, или 80% от всего импорта товаров.

Согласно опубликованной информации, налоговая нагрузка на 1 кг облагаемого налогом импорта составила $0,44/кг, это на 53% больше, чем за аналогичный период в прошлого года. Больше всего товары импортировались из Китая — $1,7 млрд, Польши — $1 млрд, Турции — $760 млн.

Как отмечается, за два месяца 2023 года больше всего товаров было экспортировано в Польшу — на $953 млн, Румынию — на $609 млн, Китай — на $605 млн.

В пресс-релизе сообщается, что основными категориями импорта были: машины, оборудование и транспорт – на $2,9 млрд, в бюджет уплачено 17,6 млрд грн, или 27% таможенных платежей; топливно-энергетические товары — на $2,6 млрд, уплачено 16,2 млрд грн, или 25%; продукция химической промышленности — на $1,7 млрд, уплачено 11,5 млрд грн, или 18%.

В тройку наиболее экспортируемых из Украины категорий товаров вошли продовольственные товары — $4,3 млрд, металлы и изделия из них — $568 млн, машины, оборудование и транспорт — $521 млн.

В Гостаможслужбе подытожили, что при таможенном оформлении экспорта товаров, на которые установлена вывозная пошлина, в бюджет уплачено 223,3 млн грн.

,

Сравнение стоимости проездных билетов в крупных городах мира

Команда Picodi.com изучила стоимость билетов на общественный транспорт в 45 крупных городах мира и сопоставила эти расходы с заработной платой.

Для исследования мы взяли стоимость проездных билетов на 1 поездку и на 1 месяц, которые позволяют пользоваться общественным транспортом в пределах города без ограничений.

общественный транспорт в мире

В трёх из 45 городов международного рейтинга общественный транспорт для жителей совершенно бесплатный: Люксембург, столица Эстонии —Таллинн и столица Мальты — Валлетта.

Среди остальных городов рейтинга самые высокие цены на разовые проездные билеты зафиксированы в Лондоне (5,19 $), Цюрихе (4,75 $) и Осло (3,91 $). В свою очередь самые дорогие месячные билеты — в Лондоне (271 $), Мельбурне (190 $) и Дублине (166 $). Для сравнения в Киеве месячный проездной стоит 35 $ (1 300 ₴).

Однако при сопоставлении стоимости безлимитного проездного на месяц с заработной платой в наименее выгодном положении оказываются жители Сан-Паулу. В этом городе месячный проездной на все виды общественного транспорта равен 14,3% от зарплаты. Второе и третье место в рейтинге соотношения цен к заработку занимают Стамбул (7,5% от зарплаты) и Лондон (7,5%).

Киев в этом рейтинге занимает 4-е место: месячный проездной на все виды общественного транспорта, кроме городской электрички, стоимостью 1 300 гривен равен 7% зарплаты (после вычета налогов). В Берлине это соотношение равно 1%, в Варшаве — 1,8%, в Вильнюсе — 2,4%, а в Риге — 4,7%.

Цены в общественном транспорте Украины

Также мы изучили стоимость проезда в административных центрах Украины.

общественный транспорт в Украине

Лидером украинского рейтинга стал Харьков, где на данный момент городской транспорт бесплатный. Среди украинских городов, попавших в наш рейтинг, только в 14 есть проездные абонементы на месяц. Самый дорогостоящий месячный проездной в Киеве — 1 300 ₴. Следом идут Севастополь и Полтава, где проездные на месяц стоят 1 166 ₴ и 1 020 ₴ соответственно. До 300 гривен обходятся долгосрочные проездные в Хмельницком (260 ₴), Львове (230 ₴) и Житомире (180 ₴).

Методология

Рейтинг основан на сравнении цен билетов на одну поездку и проездных на месяц в соответствии с действующими тарифами предприятий, ответственных за общественный транспорт, по состоянию на март 2023 года. Данные о средней зарплате в городах, указанных в рейтинге, взяты с сайта numbeo.com. При конвертации валют использовался средний курс согласно Google Finance за февраль 2023 г.

Включённые в рейтинг проездные билеты на месяц предоставляют неограниченное количество поездок в пределах данного города на всех видах общественного транспорта. В качестве стоимости билетов была использована наиболее выгодная для пассажиров цена (например, билет, купленный через мобильное приложение, или по специальной карте, но без учёта стоимости самой транспортной карты).

Из исследования мы исключили мегаполисы, в которых за один и тот же вид транспорта отвечает несколько компаний с сильно отличающимися ценами (Бангкок, Джакарта, Пекин,Токио и другие). В международный рейтинг также не попали города, в которых нет возможности приобрести месячный билет.

Полный перечень городов и перевозчиков, включённых в рейтинг, доступен по ссылке.

Заявление о свободном использовании

Вы можете свободно использовать представленные здесь инфографики, а также распространять результаты и выводы исследования в коммерческих и некоммерческих целях с указанием его авторов (Picodi.com) со ссылкой на эту интернет-страницу. По всем вопросам пишите на research@picodi.com.

,