Business news from Ukraine

НАЦБАНК РЕКОМЕНДУЕТ ГРАЖДАНАМ УКРАИНЫ ИМЕТЬ ПОЛИС «ЗЕЛЕНАЯ КАРТА» ПРИ ВЫЕЗДЕ ЗА ГРАНИЦУ

Национальный банк Украины 28 апреля 2022 года получил от иностранных партнеров информацию о том, что гражданам Украины при пересечении границы Польши необходимо иметь полис «Зеленая карта», эта практика, по всей видимости, будет распространяться и на границах с другими странами, отмечается на сайте НБУ.

В связи с этим регулятор рекомендует гражданам Украины, выезжающим за границу на собственном автомобиле, приобрести полис «Зеленая карта».

Как сообщалось, с начала войны украинцы имели право пересекать границы Польши, Словакии, Венгрии и Молдовы на собственных автомобилях без полиса «Зеленая карта».

«Мы благодарны всем странам, которые с пониманием отнеслись к ситуации, в которой оказались граждане Украины. В начале войны у большинства из них не было никакой возможности приобретать полисы «Зеленая карта», отправляясь за границу в поисках безопасного места. За два месяца войны украинские страховщики вместе с МТСБУ наладили процесс транспортировки полисов в перемещенные офисы страховых компаний и до границы. Также они отработали оптимальные условия приобретения и пользования таким полисом», –отмечает директор Департамента надзора за рынком небанковских финансовых услуг НБУ Ольга Максимчук, слова которой приводятся в сообщении.

Сегодня заключить договор международного страхования «Зеленая карта» можно со скидкой 50% на срок 15 дней и 1 месяц у украинских страховщиков. Стоимость полиса зависит от типа транспортного средства, страны посещения и срока действия договора страхования. Цена на страховой полис «Зеленая карта» определена МТСБУ и одинакова для всех страховщиков. Стоимость полиса «Зеленая карта» в Украине ниже, чем в большинстве стран.

Кроме того, процесс оформления «Зеленой карты» существенно упрощен в связи с военным положением. Так, введено онлайн оформление полисов «Зеленая карта» через генерирование соответствующих pdf-файлов (электронный полис). Страны-члены системы «Зеленая карта» признают украинские электронные полисы, их не нужно распечатывать и можно предъявлять с любого гаджета.

«Зеленая карта» – страховой сертификат единой формы, применяемый в странах-членах международной системы автомобильного страхования «Зеленая карта».

, ,

СООТНОШЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БЕЗРАБОТНЫХ И КОЛИЧЕСТВА ВАКАНСИЙ В ДИНАМИКЕ С ЯНВ 2021 Г ПО ЯНВ 2022 ГГ (ТЫС ЧЕЛ/ЕД)

Соотношение количества безработных и количества вакансий в динамике с янв 2021 г по янв 2022 гг (тыс чел/ед)

Данные: Госцентр занятости

, ,

ГЕРМАНИЯ ПЛАНИРУЕТ ПОВЫСИТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ БЕЖЕНЦАМ ИЗ УКРАИНЫ

Соответствующий законопроект будет рассмотрен в Бундестаге.

В случае его принятия, с 1 июня 2022 года граждане Украины, получившие вид на жительство в соответствии с законом о пребывании иностранцев, будут получать социальную помощь в размере 449 евро. Сейчас сумма выплат составляет порядка 300 евро. Более 400 тыс. украинских беженцев уже прибыло в Германию, и каждый день прибывает еще приблизительно 3 тыс., такие данные были озвучены на «Круглом столе Украина», проведенном в Берлине в понедельник с участием канцлера Германии Олафа Шольца.

Согласно информации, более 60 тыс. украинских школьников уже учатся в Германии, а выпускникам украинских школ разрешили поступать в университеты Германии без диплома. Согласно данным ООН на 13:00 24 апреля, всего из Украины с начала войны выехало (без учета потока на въезд) 5,23 млн чел., из них в Польшу — 2,91 млн, Румынию и Молдову – 843,74 тыс., Россию – 605,82 тыс., Венгрию – 492,98 тыс., Словакию – 355,59 тыс., Беларусь – 24,48 тыс.

В то же время в Украину, по данным Госпогранслужбы, к этой дате с 28 февраля въехало 1,17 млн человек.

, ,

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК ЗАЯВЛЯЕТ О ПОСТЕПЕННОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

Национальный банк Украины (НБУ) фиксирует адаптацию и постепенное восстановление экономики после ее обвала в первые недели войны, сообщил директор департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ Владимир Лепушинский.

«Экономике тяжело, но она адаптируется и работает. По мере устранения основного разрушающего фактора – российских оккупантов – она восстанавливается. Если в марте оккупацией и активными боевыми действиями было охвачено 10 областей и Киев, которые производили 55% ВВП, то сейчас это шесть областей и 20% ВВП соответственно», – написал он в колонке, опубликованной на сайте агентства «Интерфакс-Украина» в пятницу.

Среди основных процессов, свидетельствующих о восстановлении, Лепушинский назвал сокращение почти вдвое количества предприятий, полностью остановивших деятельность – с 32% до 17%, хотя 60% предприятий все еще работают ниже довоенного уровня загруженности.

Согласно оперативным опросам НБУ, практически треть предприятий сейчас вообще не испытывают проблем с нехваткой ресурсов, а 48% опрошенных хватит имеющихся ресурсов более чем на месяц, таким образом по сравнению с мартом сократилась доля бизнесов, в которых иссякли запасы.

Лепушинский добавил, что начинает работать металлургия, активизируется машиностроение, пищевая промышленность работает на полную мощность в относительно спокойных регионах и восстанавливается на освобожденных территориях.

По его словам, постепенно восстанавливается рынок труда, хотя количество ищущих работу растет быстрее, чем количество вакансий, что приводит к понижению зарплат. «Меньшие зарплаты – это неприятное последствие войны. Однако сейчас важно, что рынок труда функционирует и позволяет бизнесу адаптироваться и найти работников», – отметил представитель регулятора.

Он также указал, что Нацбанк пока продолжит паузу в публикации Инфляционного отчета с макроэкономическим прогнозом – до нормализации экономической ситуации.

«Война – едва ли не единственная веская причина сделать паузу в макроэкономическом прогнозировании. Учитывая, что прилагаются дополнительные источники неопределенности – продолжительность и последствия боевых действий – точные прогнозы сегодня сделать невозможно», – пояснил Лепушинский.

По его словам, чтобы держать руку на пульсе, НБУ активизировал работа по поиску и обработке альтернативных данных, так как количество официальных данных сузилось.

«При текущей интенсивности событий следует определять только самые очевидные тенденции, определяющие развитие экономики. После снижения неопределенности именно на такие тенденции будут «нанизываться» прогнозные сценарии», – написал директор департамента монетарной политики и экономического анализа НБУ.

Он уточнил, что в Нацбанке ожидают, что ВВП в этом году снизится не менее чем на треть, и потери могут быть больше, если активные боевые действия затянутся.

Одной из причин такого падения Лепушинский назвал разрушение важнейших объектов инфраструктуры, производства, недвижимости и ценного движимого имущества. По последним оценкам НБУ, потери физического капитала составляют около $100 млрд, или половины всего ВВП Украины за 2021 год, отмечается в колонке.

Среди других факторов автор назвал отсутствие внутренних источников для столь значительного наращивания капитала, хотя и считает достаточно обоснованными надежды на внешние источники как за счет конфискованных российских активов, так и благодаря поддержке международных организаций, ЕС и двусторонней помощи стран.

Еще одной причиной Лепушинский указал рабочую силу, так как страну покинуло, по оценкам ООН, 5 млн человек, и на начальном этапе восстановления из-за нарушения связей, уничтожения производств и логистики спрос на рабочую силу будет низким, что будет обуславливать высокий уровень безработицы и давить на зарплаты.

«Однако при возобновлении и нарастании производственных мощностей ситуация изменится: спрос на рабочую силу вырастет и повлечет повышение зарплат. Важную роль будут играть меры с целью стимулирования возвращения мигрантов в Украину, например, через налоговые стимулы и меры по переквалификации», – указал представитель НБУ.

ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР ПООБЕЩАЛ ЛИКВИДИРОВАТЬ ДЕФИЦИТ НЕФТЕПРОДУКТОВ В ТЕЧЕНИЕ НЕДЕЛИ

Ощутимый дефицит горючего на АЗС в отдельных регионах Украины, образовавшийся на этой неделе, связан с разрушающими ударами врага в течение последних трех недель по топливной инфраструктуре Украины, однако этот дефицит будет ликвидирован в течение недели, заявила первый вице-премьер – министр экономики Юлия Свириденко.

«В течение следующих семи дней дефицит будет ликвидирован, поскольку операторы имеют законтрактованные объемы на территории Западной Европы и сейчас мы решаем вопрос, как максимально быстро ввезти их на территорию Украины», – написала она на своей странице в Facebook в пятницу.

Свириденко отметила, что данная ситуация приведет к незначительному удорожанию нефтепродуктов. «Это связано, прежде всего, с более высокой ценой логистики из-за сложных маршрутов и использования нескольких видов транспорта», – пояснила первый вице-премьер.

Говоря о ситуации на рынке, она указала, что правительство с начала войны через Минэнерго, Минэкономики в ежедневном режиме сотрудничает с операторами рынка для обеспечения населения и предприятий нефтепродуктами. Были приняты решения, существенно уменьшившие влияние на экономику резкого удорожания нефтепродуктов на мировых рынках, в частности, отменен акциз и снижен НДС с 20% до 7%.

В то же время Россия, как страна-агрессор, пытается остановить экономику Украины созданием искусственного дефицита топлива, отметила Свириденко. И уничтожение Кременчугского нефтеперерабатывающего завода, являвшегося основным производителем горючего в Украине, а также ряда нефтебаз операторов рынка со значительным запасом горючего привели к временному дефициту, который будет в течение недели устранен.

Как сообщалось, в настоящее время цены на бензин и дизтопливо ограничены правительством в 34,10 грн/л и 38,7 грн/л соответственно. Однако, по оценкам директора консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна, дефицит топлива определяет его реальную цену на рынке в 40 грн/л и 45 грн/л, несмотря на установление правительством предельных цен.

, ,

«УКРЗАЛИЗНЫЦЯ» ОТМЕНИЛА ПОЕЗД ЛЬВОВ-ХЕЛМ

«Укрзализныця» отменяет поезд Львов-Хелм с 1 мая и в обратном направлении со 2 мая, сообщил ж/д перевозчик в Телеграм-канале.

Отмечается, такое решение УЗ приняла в связи с назначением пассажирского поезда № 23/24 сообщением Киев – Хелм – Киев.

В компании просят пассажиров, которые намерены путешествовать в Польшу со Львова, воспользоваться одним из трех проходящих поездов в Перемышль.

, ,