Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

«Укрзалізниця» увеличила грузовые перевозки на 17,9% в 2024 году

АО «Укрзалізниця» (УЗ) в 2024 году увеличило объем грузовых перевозок на 17,9% по сравнению с предыдущим годом — до 174,9 млн т.

«По итогам 2024 года железнодорожным транспортом Украины перевезено 174,9 млн т, что на 26,5 млн т, или 17,9%, больше по сравнению с прошлым (2023, — ИФ-У) годом», — говорится в аналитической записке „УЗ“.

Сообщается, что возможность для увеличения объемов перевозки железнодорожным транспортом существует благодаря украинскому морскому коридору. Основу грузопотока составляет продукция аграриев и металлургов, перевозимая в экспортном направлении.

Экспорт был основным драйвером железнодорожных перевозок в 2024 году — его доля в общем объеме грузоперевозок достигла 48%, тогда как в 2023 году составляла лишь 38%. Объемы перевозки грузов в импортном направлении в 2024 году выросли на 40,9% по сравнению с показателем 2023 года до 9,63 млн т. Перевозки во внутреннем направлении сократились на 5,5% до 80,2 млн т. Если в 2023 году доля внутренних перевозок в общем грузопотоке составляла 57%, то в 2024 году она уменьшилась до 46%.

Всего в 2024 году в экспортном направлении «УЗ» перевезла 84,67 млн т — на 51,2% больше по сравнению с 2023 годом. Больше всего было перевезено зерновых грузовых — 34,13 млн т (40% объема перевезенного на экспорт), руды железной и марганцевой — 33,00 млн т (39%), черных металлов — 5,17 млн т (6%).

В направлении портов в 2024 году было перевезено 29,2 млн т зерновых грузов (86%), что вдвое больше чем в 2023 году. Через сухопутные пограничные переходы перевезено лишь 4,9 млн т зерновых, что на 41,6% меньше чем в 2023 году.

В целом объем перевозки через сухопутные переходы в 2024 году сократился на 8,6% по сравнению с 2023 годом, до 30,9 млн т или 37% от объема экспортных перевозок всех видов грузов. «УЗ» насчитывает 19 железнодорожных пограничных переходов из которых функционируют 15.

Объемы перевозки в направлении портов в 2024 году выросли в 2,4 раза по сравнению с показателем 2023 года, до 53,76 млн т. В общем объеме экспорта грузов их доля в 2024 году составляет 63%.

По итогам 2024 года ведущие позиции по объемам выхода грузов на экспорт занимают станции: «Черноморская» (17%), „Береговая“ (14%), „Одесса-порт“ (13%), „Черноморск — порт“ (12%), „Изов“ (11%), „Чоп“ (7%), „Ужгород“ (6%), „Измаил“ (4%).

Ранее сообщалось, что объем перевозки грузов «УЗ» по итогам 11 месяцев 2024 года вырос на 19,4% до 160,9 млн т.

,

В Украине построят завод по переработке промышленной конопли

Запуск нового завода по первичной переработке технической конопли в индустриальном парке (ИП) «МаʼРыжаны» в Житомирской области запланирован на март-апрель 2025 года, сообщил заместитель председателя комитета Верховной Рады по экономическому развитию Дмитрий Кисилевский.

«В индустриальном «МаʼРыжаны» на финальную стадию вышло строительство нового завода. Уже на март-апрель запланирован запуск производства натуральных волокон и кострицы. Объем инвестиций в первую линию проекта – около $25 млн», — написал он в Facebook в понедельник после визита в ИП.

Он напомнил, что оборудование для нового завода ввезено с применением нулевой ставки НДС и ввозной пошлины.

«В Рыжанах предпринимается попытка возрождения целой отрасли по переработке технической конопли. Производство волокна – масштабный, но только первый этап переработки. Следующий этап – производство пряжи. Он также потребует инвестиций в размере около $25 млн. Если же говорить о выходе на производство ткани из конопли, это выведет общую стоимость проекта на уровень $100-120 млн», — отметил нардеп.

Кисилевский отметил, что выращивание и сбор первого урожая технической конопли на территории 700 га собственными силами организовала управляющая компания «Ма’Рыжаны Хэмп Компани». Со следующего года планируется увеличить эту площадь до 1200 га, а также привлечь к проекту еще 500-600 га фермеров Житомирщины.

«Выращивание технической конопли хоть и требует отдельного лицензирования и происходит под пристальным вниманием правоохранителей, но имеет высокую рентабельность. Ну, а волокно с первого урожая уже почти на 100% законтрактовано еще до запуска завода», — написал Кисилевский.

По его словам, покупатели из Франции и Бельгии приезжали в Рыжаны и убедились в высоком качестве сырья.

«Ткань из украинской конопли пойдет на пошив премиальной одежды от ведущих европейских дизайнеров. В целом же возможности производства на базе переработки технической конопли очень широки: постельное белье, канаты, парусина, брезент и даже специальная бумага для печати денег», — добавил нардеп.

Ожидается, что уже за первый год работы новый завод в Рыжанах даст работу 200 жителям Житомирщины и переработает 4,5 тыс.тонн сырья. За следующие годы количество рабочих мест составит 700, а объем переработки — до 12 тысяч тонн.

Как сообщалось, ИП «МаʼРыжаны» занимает 28 га – это территория бывшего завода по переработке льна. Он станет первым в Европе парком по первичной переработке лубяных культур. Внесен в Реестр ИП в августе 2024 года.

, ,

Закрытие Николаевского порта блокирует экспорт и судостроение — «Нибулон»

Закрытие Николаевского морского порта привело к остановке судостроительной отрасли и прекращению судоходства на речных путях Е-40 (Днепр и Южный Буг), поэтому развитие альтернативных экспортных путей — это насущная необходимость продовольственной безопасности в мире, заявил директор по взаимодействию с властью ООО «СП „Нибулон“» Михаил Ризак.

«Портовые мощности Николаева готовы возобновить работу, как только будет принято политическое решение об их открытии, что увеличит конкуренцию перевалки и удешевит логистику экспорта. В Николаевском портовом узле до сих пор заблокировано более 100 судов, из которых 30 иностранных морских и 70 судов для внутренних водных путей», — процитировала пресс-служба агрохолдинга его слова на встрече с послом Франции в Украине Гаэлем Весьером.

Ризак отметил, что эвакуированные суда, которые ранее использовали для перевозок, сейчас в простое и ищут по миру новые водные маршруты, в частности на реке Дунай.

«Развитие альтернативных экспортных путей — это уже не вопрос выбора, а насущная необходимость продовольственной безопасности в мире. Дунайские порты сегодня стратегические для экономической безопасности Украины, и мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить их конкурентоспособность», — отметил Ризак.

Представители «Нибулона» во время переговоров уделили особое внимание тарифной политике АО «Укрзализныця». Они отметили, что с открытием глубоководных портов Одессы расходы на перевозки через дунайские порты стали дороже минимум на $5 за тонну, а с учетом объявленной индексации тарифов разница может составлять до $7.

Индексация тарифов «Укрзализныци» будет либо спасательным кругом для водных перевозок по реке Дунай, либо непосильным мертвым якорем, уверены в агрохолдинге.

Ризак указал на возможность осуществить индексацию железнодорожных перевозок без ее применения для маршрутов до/от железнодорожных станций возле дунайских портов.

«Это позволит выровнять конкуренцию Дуная с глубоководными морскими портами и стимулировать дальнейшее развитие инфраструктуры Дуная, который получил поддержку проекта USAID «Экономическая поддержка Украины» и других международных донорских программ. Тем самым Украина без потери средств обеспечит устойчивый экспорт в случае обострения ситуации с безопасностью на Черном море, а международные партнеры увидят реальное выполнение решения Еврокомиссии по развитию путей солидарности», — акцентировали в „Нибулоне“.

Посол Франции высоко оценил работу «Нибулона» и выразил готовность содействовать в решении важных вопросов на международном уровне.

ООО «СП „Нибулон“ создано в 1991 году. До российского военного вторжения зернотрейдер имел 27 перегрузочных терминалов и комплексов по приемке сельхозкультур, мощности для единовременного хранения 2,25 млн тонн продукции АПК, флот из 83 судов (из них 23 буксира), а также владел Николаевским судостроительным заводом.

«Нибулон» до войны обрабатывал 82 тыс. га земли в 12 областях Украины и экспортировал сельхозпродукцию в более чем 70 стран мира. Зернотрейдер в 2021 году экспортировал максимальные за время своего существования 5,64 млн тонн сельхозпродукции, достигнув рекордных объемов поставок на внешние рынки в августе — 0,7 млн тонн, в четвертом квартале — 1,88 млн тонн и во втором полугодии — 3,71 млн тонн.

Сейчас зернотрейдер работает на 32% мощностей, создал специальное подразделение для разминирования сельхозземель и вынужден был перенести центральный офис из Николаева в Киев.

, , , ,

Офис генпрокурора Украины объявил тендер на ОСАГО

Офис генерального прокурора 20 января объявил тендер на обязательное страхование автогражданской ответственности, сообщается в электронной системе госзакупок Prozorro.

Ожидаемая стоимость услуги составляет 361,9 тыс. грн. Конечный срок подачи предложений — 28 января 2023 года.

 

, ,

Страховая группа «ТАС» закроет несколько региональных отделений

Наблюдательный свет страховой группы «ТАС» (Киев) принял решение о прекращении деятельности Волынской региональной дирекции, а также Ривненского и Херсонского филиалов, сообщила компания в системе раскрытия информации НКЦБФР. Как уточняется, решение принято в связи с реорганизацией сети обособленных подразделений.

Ранее СГ «ТАС» сообщала, что отказывается от традиционной системы обособленных подразделений, поскольку в новых условиях эта модель не в полной мере соответствует текущим требованиям и по сути устарела.

«2025-й без преувеличения станет годом кардинальных изменений в страховой отрасли Украины, что связано прежде всего с обновленной законодательной базой, коренным образом меняющей правила игры для всех участников и направленной на приближение работы отечественного рынка к европейским стандартам. Страховая группа «ТАС» приняла решение о трансформации своей сети продаж в партнерскую», — отмечали в группе.

СГ «ТАС» зарегистрирована в 1998 году. Является универсальной компанией, предлагающей клиентам свыше 80 видов страховых продуктов по различным видам добровольного и обязательного страхования. Имеет разветвленную региональную сеть: 28 региональных дирекций и филиалов и 450 офисов продаж по всей территории Украины.

 

Трамп отменил мораторий на выдачу новых лицензий на экспорт сжиженного природного газа

Президент США Дональд Трамп отменил мораторий на выдачу новых лицензий на экспорт сжиженного природного газа (СПГ), введенный его предшественником Джо Байденом. Министерство энергетики США сообщило, что возвращается к нормальному режиму рассмотрения экспортных заявок в соответствии с распоряжением Трампа.

«Ведомству поручено возобновить изучение заявок на экспорт американского СПГ в страны, не имеющие соглашения о свободной торговле с США. Надлежащее рассмотрение экспортных заявок требуется законом и должно осуществляться соответственно», — говорится в сообщении Минэнерго.

В декабре ведомство опубликовало результаты исследования, касающегося экспорта СПГ, и установило 18 февраля в качестве дедлайна для получения публичных комментариев к нему. Теперь Минэнерго приняло решение продлить период подачи комментариев до 20 марта 2025 года.

Ранее аналитический центр Experts Club, Браян Меффорд и Максим Уракин выпустили видео анализ о том, какие изменения ждут внутреннюю и внешнюю политику США при Трампе, видео доступно на ютуб канале Experts Club — https://youtu.be/W2elNY1xczM?si=MM-QjSqGce4Tlq6T

 

, , , , , , ,