Украина увеличила импорт товаров в январе-ноябре 2025 года в денежном эквиваленте на 18,5% — до $75,4 млрд, экспорт уменьшился на 4,02% — до $36,8 млрд против $38,3 млрд, сообщает Государственная таможенная служба Украины (ГТС).
«При этом налогооблагаемый импорт составил $57,6 млрд, что составляет 76% общих объемов импортируемых товаров. Налоговая нагрузка на 1 кг налогооблагаемого импорта в январе-ноябре 2025 года составила $0,52/кг», — отмечают в ГТС.
В число стран, из которых больше всего импортировали товаров в Украину, вошли Китай — $17 млрд, Польша — $7,1 млрд и Германия — $5,9 млрд.
Экспортировали из Украины больше всего в Польшу — на $4,6 млрд, Турцию — на $2,5 млрд, Германию — на $2,2 млрд.
В общих объемах ввезенных в январе-ноябре 2025 года товаров 67% пришлось на следующие категории товаров: машины, оборудование и транспорт — $30,2 млрд (при таможенном оформлении указанных товаров в бюджет уплачено 185,8 млрд грн, или 29% поступлений таможенных платежей), продукция химической промышленности — $11,4 млрд (в бюджет уплачено 89 млрд грн, или 14% поступлений платежей), топливно-энергетические — $9,4 млрд (уплачено 188,4 млрд грн, или 29% поступлений таможенных платежей).
В тройку наиболее экспортируемых из Украины товаров вошли продовольственные товары — $20,4 млрд, металлы и изделия из них — $4,3 млрд, машины, оборудование и транспорт — $3,4 млрд.
«За 11 месяцев 2025 года при таможенном оформлении экспорта товаров, на которые установлена вывозную пошлину, в бюджет уплачено 1,2 млрд грн», — добавили в ГТС.
Бухарест. На форуме «Rebuilding Ukraine: Security, Opportunities, Investments» во время панельной дискуссии эксперты из бизнеса и финансового сектора заявили, что к участию в масштабных проектах по восстановлению Украины пока готовы лишь ограниченный круг румынских компаний, тогда как доступ к финансовым инструментам и механизмам распределения рисков остается ключевой предпосылкой их более активного вовлечения.
Модератором панели выступила президент Национальной конфедерации женского предпринимательства Румынии (CONAF) Кристина Чиряк. В дискуссии приняли участие директор по администрированию европейских фондов Банка инвестиций и развития Румынии Теодора Преотяса, президент Торгово-промышленной палаты Румынии Михай Дарабан и исполнительный директор Ассоциации оборонной промышленности Румынии PATROMIL Виорел Маноле.
Участники отметили, что рынок проектов по восстановлению Украины в настоящее время в значительной степени структурируют международные финансовые институты, которые предъявляют высокие требования к корпоративному управлению, комплаенсу и управлению рисками. По их словам, значительная часть румынских компаний не имеет достаточной операционной способности для выступления в качестве главных подрядчиков и вынуждена ограничиваться ролью субподрядчиков в цепочках поставок.
«Для участия в крупных проектах необходим доступ к кредитным линиям, гарантиям и механизмам распределения рисков, которые в основном администрируют международные финансовые учреждения. Без этого многие наши компании просто не могут выйти на такие контракты напрямую», — отметила Преотяса во время дискуссии.
Эксперты подчеркнули необходимость создания официальной румыно-украинской информационной платформы, которая будет консолидировать данные о имеющихся тендерах, требованиях доноров и возможностях участия бизнеса. Они также призвали к разработке национальной стратегии поддержки компаний, работающих или планирующих работать на украинском рынке в условиях повышенных политических и безопасности рисков, включая инструменты государственных гарантий и страхования инвестиций.
Отдельный блок обсуждения касался возможности размещения части стратегических производственных мощностей в Румынии или других безопасных соседних государствах для обеспечения непрерывности производства и логистики. По словам Маноле, такой подход может усилить вклад национальной промышленности в восстановление Украины и одновременно минимизировать риски безопасности для инвесторов. Ранее он уже публично отмечал потенциал размещения украинских оборонных производств в Румынии как элемент двусторонней кооперации.
По итогам дискуссии участники пришли к выводу, что потенциал румынских компаний в проектах восстановления Украины является значительным, однако его реализация зависит от координации действий государственных институтов, доступности финансовых инструментов, а также тесного сотрудничества с международными партнерами и финансовыми организациями.
Форум «Rebuilding Ukraine: Security, Opportunities, Investments» проходит 11–12 декабря в Бухаресте под эгидой МИД Румынии и МИД Украины и организован New Strategy Center. По данным организаторов, в течение двух дней запланировано более 30 панельных дискуссий и параллельных сессий с участием представителей правительств, международных организаций, частного сектора, финансовых институтов и экспертов из Европы, Северной Америки и Азии. Тематика панелей охватывает вопросы безопасности и обороны, инфраструктуры, финансирования и инвестиций, «зеленой» энергетики, цифровизации, человеческого капитала и трансграничного сотрудничества.
На форуме «Rebuilding Ukraine: Security, Opportunities, Investments» в Бухаресте участники панельной дискуссии, посвященной роли частного сектора в восстановлении Украины, подчеркнули, что привлечение частного капитала является критически важным для реализации масштабных проектов, но его участие невозможно без действенных механизмов финансирования, страхования и снижения инвестиционных рисков.
Панель «Private Sector – A Key Actor in the Reconstruction of Ukraine. Financing and Insurance Instruments» модерировал управляющий партнер Otto Broker (Румыния) Виктор Сраер. К дискуссии присоединились секретарь Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета Владимир Цабаль, старший советник по вопросам новых рынков – глобальных рисков и устойчивости (США) Сьюзан Э. Уолтон, генеральный директор BCR – Romanian Commercial Bank Серджиу Манеа, директор по юридическим и внешним связям Vodafone Romania Александра Олару и региональный глава JBIC по EMEA, резидент-экзекьютив офицер Японского банка международного сотрудничества Такаюки Сато.
Участники отметили, что частный сектор – как украинский, так и иностранный – сталкивается с двойным вызовом. Украинские компании имеют ограниченный доступ к долговому финансированию из-за высоких процентных ставок, военных рисков и ограничений внутреннего рынка капитала. Иностранные инвесторы, в свою очередь, вынуждены учитывать политические и военные риски, а также нормативные особенности работы в Украине.
Основными решениями назвали использование инструментов смешанного (blended) финансирования, привлечение международных финансовых организаций к покрытию части рисков, а также создание государством и партнерами гарантированных рамок, которые делают проекты «банковскими» для коммерческих структур. «Чтобы частный капитал шел в восстановление, инвестору нужно четко видеть, какие риски берет на себя государство и международные финансовые институты, а какие – он сам. Без этого проекты либо не стартуют, либо остаются на уровне концепций», – отметил Манеа.
Отдельное внимание уделили роли страхования политических и военных рисков, а также важности прозрачной информации и локальных партнерских сетей. По словам спикеров, для успешной реализации проектов нужна стратегическая координация между государственными структурами, донорами и частным бизнесом, в частности в вопросах отбора приоритетных проектов, структурирования соглашений и мониторинга их выполнения.
Участники панели также подчеркнули, что восстановление невозможно без надежной цифровой и энергетической инфраструктуры. Опыт соседних стран, которые проходили через масштабные инфраструктурные программы, может быть использован для внедрения практических решений в Украине. «Частный капитал в сочетании с государственной поддержкой и качественным управлением способен существенно ускорить послевоенное восстановление. Задача государства – создать предсказуемые правила игры и институциональную среду, которая позволит это сделать», – подытожила Волтон.
По итогам дискуссии ее участники пришли к выводу, что потенциал частного сектора в восстановлении Украины является значительным, однако реализация этого потенциала зависит от доступности финансовых инструментов, эффективных механизмов страховой защиты и согласованных действий между публичными и частными акторами.
Форум «Rebuilding Ukraine: Security, Opportunities, Investments» проходит 11–12 декабря в Бухаресте под эгидой МИД Румынии и МИД Украины и организован New Strategy Center. По данным организаторов, в течение двух дней запланировано более 30 панельных дискуссий и параллельных сессий с участием представителей правительств, международных организаций, частного сектора, финансовых институтов и экспертов из Европы, Северной Америки и Азии. Тематика панелей охватывает вопросы безопасности и обороны, инфраструктуры, финансирования и инвестиций, «зеленой» энергетики, цифровизации, человеческого капитала и трансграничного сотрудничества.
Фонд государственного имущества Украины (ФГИ) объявил о проведении 13 января 2026 повторного онлайн-аукциона по приватизации 99,99% акций одного из крупнейших отечественных химических предприятий «Сумыхимпром», сообщила пресс-служба ведомства.
ФГИ установил стартовую цену лота на уровне 1 млрд 88,081 млн грн (без НДС), что на 9,3% ниже стартовой цены на аукционе 11 июня, который не состоялся из-за отсутствия участников.
ФГИ напомнил, что «Сумыхимпром» является одним из ключевых объектов крупной приватизации, находящимся в его управлении.
«Сумыхимпром — это уникальная возможность приобрести почти 100% акций действующего, мощного химического комплекса с широкой номенклатурой продукции, значительными производственными площадями для дальнейшей модернизации и развития экспортного потенциала», — подчеркнул ФГИ.
Согласно условиям конкурса, новый владелец должен будет сохранить основные виды деятельности общества, инвестировать в техническое переоснащение и модернизацию производства не менее 150 млн грн. Кроме того, победитель должен будет погасить в течение 6 месяцев долги по заработной плате и перед бюджетом, а также просроченную кредиторскую задолженность, кроме задолженности перед физическими и юридическими лицами, в отношении которых применены санкции, и связанными с ними лицами, а также кредиторами, бенефициаром которых являются граждане/резиденты РФ и/или Беларуси. Он должен соблюдать социальные гарантии работникам в соответствии с требованиями трудового законодательства и не допустить их увольнения в течение 6 месяцев после приобретения актива.
«Сумыхимпром» — одно из крупнейших отечественных предприятий по выпуску сложных минеральных удобрений, двуокиси титана, серной кислоты и других видов неорганической химии. Предприятие входит в тройку бюджетообразующих предприятий города Сумы и области и производит более 30 марок NPK-удобрений с различным соотношением питательных веществ для разных почвенных и климатических зон.
Завод более 10 лет находился в управлении группы компаний, связанных с Group DF предпринимателя Дмитрия Фирташа. Хозяйственный суд Сумской области в ноябре 2023 года удовлетворил ходатайство ФГИ и Министерства юстиции и закрыл производство по делу о банкротстве и санации «Сумыхимпром».
ФГИ планировал продать предприятие частному инвестору еще до полномасштабной войны. Но приватизация затягивалась из-за позиции миноритарного акционера Дмитрия Фирташа, который в 2010 году получил 0,005% акций предприятия и контроль над руководством. «Сумыхимпром» накапливал долги, что позволило создать комитет кредиторов компании и инициировать процедуру санации.
ФГИ с 2015 года через суды пытался прекратить процедуру банкротства предприятия, но смог это сделать только в 2023 году, что разблокировало приватизацию.
Россияне в марте 2022 года обстреляли предприятие, что привело к утечке аммиака. В результате завод год не работал и возобновил работу весной 2023 года. По состоянию на июнь 2025 года линия фронта проходила менее чем в 30 км от «Сумыхимпрома».
Согласно информации на сайте, выручка предприятия в первом полугодии 2025 года упала в четыре раза – до 36,1 млн грн, чистый убыток сократился на 39,6% – до 189,1 млн грн. Кроме того, предприятие имело на середину года 0,30 млрд долгосрочной задолженности и 3,63 млрд грн текущих обязательств.
Усиление облачной инфраструктуры и кибербезопасности является одним из ключевых направлений укрепления «цифрового щита» Украины в условиях продолжающейся войны, заявили участники панельной дискуссии «Rebuilding Smarter: Cloud Infrastructure and Cyber Security for a Strong Ukraine’s Digital Shield» на форуме «Rebuilding Ukraine: Security, Opportunities, Investments» в Бухаресте.
Модератором панели выступил старший ассоциированный эксперт New Strategy Center (Румыния) Даниэль Ионица. К обсуждению присоединились советник по вопросам ИИ и инноваций дата-центра «ПАРКОВЫЙ», бывший заместитель министра обороны Украины по вопросам цифрового развития Олег Гайдук, технический директор Kyivstar Владимир Лученко, старший советник по кибербезопасности Миссии ЕС по реформированию сектора гражданской безопасности в Украине (EUAM Ukraine) Драгош Дима и соруководитель практики технологий, медиа и коммуникаций в ЦСЕ CMS Cameron McKenna LLC Ольга Белякова.
По словам спикеров, сразу после начала полномасштабного вторжения РФ в феврале 2022 года Украина перенесла критические массивы данных в дата-центры на территории ЕС. Уже в 2023 году стратегия была трансформирована в сторону создания суверенных национальных дата-центров с поддержкой трансграничных решений резервного копирования. Этот переход стал возможен благодаря ускоренным законодательным изменениям, которые к концу года обеспечили функциональную нормативную базу для предоставления облачных услуг.
В сфере кибербезопасности ключевыми мерами, по оценке участников панели, являются широкое использование VPN-решений, внедрение централизованного управления доступом (PAM), применение многофакторной аутентификации и интеграция решений класса WAF для защиты веб-ресурсов. «Речь идет не только о технических средствах, но и о построении целостной архитектуры доверия – от пользователя до государственных реестров и критической инфраструктуры», – отметил Гайдук.
Эксперты подчеркнули, что киберустойчивость Украины должна выстраиваться в трансграничном формате – через интеграцию критической цифровой инфраструктуры в системы безопасности НАТО и ЕС, совместные протоколы реагирования на инциденты и обмен данными об угрозах. «Чем теснее украинская цифровая инфраструктура встроена в евроатлантическую экосистему безопасности, тем труднее ее изолировать или парализовать в результате кибератак», – подчеркнула Белякова.
По итогам дискуссии участники пришли к выводу, что развитие национальных дата-центров, расширение облачных сервисов и синхронизация стандартов киберзащиты с НАТО и ЕС является необходимым условием не только для безопасности государственного сектора, но и для стабильного функционирования бизнеса и реализации проектов восстановления.
Форум «Rebuilding Ukraine: Security, Opportunities, Investments» проходит 11–12 декабря в Бухаресте под эгидой МИД Румынии и МИД Украины и организован New Strategy Center. По данным организаторов, в течение двух дней запланировано более 30 панельных дискуссий и параллельных сессий с участием представителей правительств, международных организаций, частного сектора, финансовых институтов и экспертов из Европы, Северной Америки и Азии. Тематика панелей охватывает вопросы безопасности и обороны, инфраструктуры, финансирования и инвестиций, «зеленой» энергетики, цифровизации, человеческого капитала и трансграничного сотрудничества.
ES, NATO, Бухарест, ІНТЕГРАЦІЯ, облачная инфраструктура, цифровой щит