Глава МИД Венгрии Петер Сийярто и министр энергетики Сербии Дубравка Джедович-Ханданович в среду договорились активизировать инвестиционную политику в сфере энергетической безопасности и ускорить строительство первого нефтепровода между двумя странами, сообщил руководитель венгерского внешнеполитического ведомства.
«Мы договорились расширить совместные инвестиции в энергетику и обеспечение энергетической безопасности, речь, в том числе, идет и о строительстве первого связующего нефтепровода», — написал Сийярто в соцсети Facebook (информационный ресурс Meta Platforms Inc.)
Кроме того, Сийярто и Джедович-Ханданович договорились активизировать финансирование «новой линии электропередач, соединяющей сети двух стран»
«Для нашей страны Сербия является стратегическим партнером, без Сербии не будет энергетической безопасности Венгрии, и наоборот», — добавил глава венгерского МИД.
Как сообщалось, строительство нефтепровода между Венгрией и Сербией предполагается реализовать до 2026 года. Новая ветка будет соединена с нефтепроводом «Дружба» и позволит Сербии диверсифицировать поставки нефти и не зависеть от Хорватии.
Завод «Каметсталь» горно-металлургической группы «Метинвест», созданный на мощностях Днепровского металлургического комбината (ДМК, Каменское Днепропетровской обл.), в сотрудничестве с YASNO Energy Efficiency выполнили капитальный ремонт с модернизацией самой производительной в турбинном цехе ТЭЦ турбовоздуходувки (ТПД) №1.
Согласно пресс-релизу, в турбинном цехе реализован проект по модернизации системы автоматического регулирования агрегата, обеспечить стабильную бесперебойную подачу дутья заданных параметров на доменную печь ДП-1М — главная задача ТПД-1.
Также уточняется, что в рамках реконструкции были демонтированы узлы управления агрегата — старое гидравлическое оборудование заменила современная гидроэлектромеханическая система регулирования с электроникой и программным обеспечением, что позволило перейти на автоматическое регулирование параметров подачи дутья операторами турбинного цеха. Ранее управление ТПД осуществлялось вручную — рычагами или кнопками. После модернизации этот процесс происходит только на экране монитора. Теперь энергетики могут четко контролировать расход пара с точностью до нескольких кубометров, а значит, и подачу воздуха на доменные печи.
Во время капремонта параллельно модернизации был выполнен большой объем работ. В частности, ремонт паровой турбины — ключевого узла ТПД-1. Также отревизировали вспомогательное оборудование.
Модернизация выполнялась в течение второго полугодия 2024 года. Основную часть работ выполняли подрядчики и специалисты YASNО Energy Efficiency. Плановые постремонтные испытания прошли успешно, в декабре обновленная ТПД приступила к работе.
«Каметсталь» создана на базе ЧАО „Днепровский коксохимический завод“ (ДКХЗ) и ЦМК ПАО „Днепровский металлургический комбинат“ (ДМК).
Согласно отчету материнской компании группы «Метинвест» за 2020 год, Metinvest B.V. (Нидерланды) принадлежало 100% акций ДКХЗ.
Западные области отмечают рост посещаемости курортов и туристических локаций в течение зимних праздников на 30-40% по сравнению с прошлой зимой.
«В прошлом сезоне даже при замечательной снежной погоде людей было меньше, в этом году мы видим на 30-40% больше туристов. Это связано с двумя факторами: увеличение предложения в регионе и несколько более позитивное настроение», — сообщил агентству „Интерфакс-Украина“ председатель правления Ассоциации отелей и владельцев усадеб Яремчанщины Андрей Дзвинчук.
В целом сейчас Яремчанщина (Яремче, Поляница, Яблуница, Микуличин, Ворохта, Татаров и др.) предлагает около 20 тыс. койкомест в около 250 отелях и 800 усадьбах. По словам Дзвинчука, в регионе в последние годы ощущается смещение турпотока ближе к курорту в зимний период, что связано с появлением новых крупных отелей на 200-300 номеров с развитой, современной инфраструктурой. В частности, загрузка в Буковеле отелей под управлением Ribas Hotels выше прошлогодних.
«Сезон в этом году официально стартовал 12 декабря, что способствовало увеличению загрузки и спроса на рынке. В новогодний период мы приблизились к цифрам, которые были до полномасштабного вторжения, а в некоторых отелях даже превысили их. Загрузка отелей в Буковеле достигла отметки 77-84%, в зависимости от отеля, и выросла на 11-13% по сравнению с прошлым годом», — сообщила СЕО Ribas Hotels Management Юлия Косенко.
Срок проживания гостей в Буковеле тоже увеличился и составил 4,3 ночи по сравнению с показателем прошлого года — 3,2 ночи в новогодний период. На Новый год 60% гостей оставались на 5-8 ночей, а количество групповых бронирований выросло и стало таким, как в довоенный сезон.
«Отдельно можно выделить, что вернулся интерес и участие гостей в праздновании Нового года, рестораны при отелях загрузили 73% посадочных мест», — сообщила Косенко.
Во Львовской области также заметен рост туристической активности.
«Рост есть. Если сравнивать новогодний период, то в 2023 году забронировано было 43,3% гостиничных номеров, а в 2024 году — 47%», — сообщил „Интерфакс-Украина“ врио начальника Управления туризма и курортов Львовской ОГА Тарас Лозинский.
При этом отмечено повышение загрузки отелей во Львове — 54,6% в новогодний период против 54,4% в прошлом сезоне, но снижение загрузки в целом в карпатском регионе и курортных территориях (46,1% и 41,9% в 2024 году против 62,4% и 57,7% в 2023 году), что может быть объяснено значительным новым предложением. Об этом косвенно свидетельствует рост турсбора (9,17 млн грн за ноябрь-декабрь 2024 года против 7,6 млн грн за аналогичный период 2023 года) и посещаемости самых популярных туристических локаций. В частности, Тустань в ноябре-декабре 2024 года посетили 15 тыс. туристов, в прошлом году — 11,7 тыс.; Сколевские Бескиды — соответственно 26,9 тыс. и 17,1 тыс., медвежий приют «Домажир» — 1,5 тыс. против 1081.
Как сообщил партнер Apartel resort Евгений Кудрявченко агентству «Интерфакс-Украина», загрузка отелей сети (в Шаянах, Ужгороде и Сходнице), на новогодний период составила 80%, при этом примерно 40% гостей выбрали долгосрочное проживание от пяти ночей. Цены на новогодний период выросли от базового тарифа минимум на 25%.
Кудрявченко отметил, что большую долю загруженности дали длительные каникулы, семьи с детьми выбирали 7-10 дней проживания.
«Если говорить о периодах с 10 декабря по 10 января, то мы имеем фантастическую загруженность, около 70% в отелях из-за того, что большой приезд семей с детьми. Мы адаптировали под них программу, добавили детские развлечения, выделили целую комнату под детский интертеймент. Даже на Новый год у нас был отдельный зал, где праздновали дети отдельно от родителей, за что потом родители нас очень благодарили», — добавил он.
Что касается глубины бронирования, то, по словам Кудрявченко, раньше бронировали за месяцы, сейчас горизонт планирования значительно снизился, пик бронирований — за неделю до заезда.
«Также из негативных трендов — значительная доля отмены бронирования — 15% по разным причинам, до войны этот показатель не превышал 5%», — сообщил он.
По словам Косенко, в Буковеле гости в основном бронируют отдых за месяц до даты заезда.
«Туризм в высокий сезон стал более плановым, а не внезапным, хотя и остается часть гостей, которые бронируют уикенд за день, забирая последние номера», — отметила она.
По оценке Дзвинчука, по сравнению с прошлым годом значительно поднялись цены — на 10-20%. Это объясняется не только инфляцией и более дорогим новым предложением, но и тем, что букинг вернул комиссию для украинских клиентов (до 18%).
Косенко сообщила, что средний тариф в отелях Ribas Hotels увеличился на 18% по сравнению с прошлым годом и составил 11 тыс. грн в сутки в среднем, что свидетельствует о постоянном ценообразовании на рынке в этом сезоне.
По итогам 2024 года в Узбекистане впервые зафиксировано преобладание импорта электрических и гибридных автомобилей над традиционными бензиновыми. Согласно данным Таможенного комитета, обнародованным «Газета.uz», за год в страну ввезено 80 235 легковых автомобилей общей стоимостью 1,9 млрд долларов. В то же время это на 7% меньше в количественном выражении (-5710 единиц) и на 33,1% меньше в денежном (-632,6 млн долларов) по сравнению с 2023 годом.
Импорт автомобилей с бензиновыми двигателями сократился на 36,3%, составив 32 928 единиц (против 51 699 годом ранее). Стоимость ввоза также существенно уменьшилась — с 1,18 млрд до 707,2 млн долларов (-40%). Доля бензиновых авто в общем объеме импорта снизилась с 64,4% до 44,2%.
Импорт гибридных автомобилей увеличился на 42%, достигнув 17 480 единиц. Их общая стоимость составила 339,3 млн долларов, что на 17% больше, чем в 2023 году. Доля гибридов в общем объеме импорта выросла с 15,3% до 23,4%.
Электромобили продемонстрировали еще более впечатляющий рост: количество ввезенных авто увеличилось в 1,5 раза — с 16 084 до 24 095 единиц. В то же время их стоимость уменьшилась на 48,2%, составив 224,8 млн долларов. Доля электромобилей в импорте выросла с 20% до 32,3%.
Средняя стоимость импортируемого электромобиля снизилась почти втрое — с 26 972 до 9 330 долларов (без учета НДС и таможенных пошлин). Гибридные автомобили также подешевели, но менее существенно: средняя цена упала на 17,6% — с 23 570 до 19 410 долларов. Для бензиновых авто снижение составило лишь 6% — с 22 858 до 21 476 долларов.
Растущий спрос на экологический транспорт стимулируется налоговыми и таможенными льготами. Импорт электромобилей освобожден от акцизов, таможенных пошлин и автомобильных сборов. Таксисты, использующие электрические и гибридные машины, освобождены от лицензионных сборов до 2030 года. Для предпринимателей действуют льготы на установку зарядных станций, введенные с 2023 года.
Кроме того, регистрация электромобилей и гибридов стоит дешевле, чем бензиновых авто. Так, стоимость регистрации экологического транспорта составляет 1,5 БРВ, тогда как для бензиновых машин — 6,84 БРВ.
Проблемы с заправками сжиженным газом и высокая стоимость бензина также способствуют переходу водителей на электромобили. В результате доля экологического транспорта в импорте достигла 55,8% (33 564 единицы), превысив долю бензиновых автомобилей (44,2%, 32 928 единиц).
Украина нарастила импорт цинка и изделий из него на 27,5% — до $58,610 млн (в декабре — $3,802 млн). Экспорт цинка вырос до $563 тыс. против $130 тыс. в 2023 году, в декабре — $100 тыс.
Чистый металлический цинк используют для восстановления благородных металлов, применяют для защиты стали от коррозии и в других целях.