Агрохолдинг A.G.R. Group и компания-зернотрейдер MK Merchants S. A. бизнесмена Мисака Хидиряна с началом полномасштабного российского вторжения переориентировали логистику сельхозпродукции с украинских морских портов на автомобильные и железнодорожные перевозки через границу с ЕС, а также на украинские речные порты Реней и Измаила.
Однако, даже после окончания войны, деоккупации территории Украины и полного снятия торговой блокады с ее морпортов, компании продолжат экспорт части зерна в европейском направлении, рассказал их владелец Мисак Хидирян в интервью агентству «Интерфакс-Украина».
Он также уточнил, что его холдинг ищет возможности для сокращения плеча логистики и более удобного экспорта сельхозпродукции в ЕС, в связи с чем интересуется покупкой зернохранилищ и сельхозпредприятий на западе Украины. При этом Хидирян подчеркнул, что в настоящее время логистику продукции АПК из Украины сдерживает недостаточная пропускная способность европейской железнодорожной инфраструктуры и искусственные задержки работы морского «зернового коридора» со стороны российских инспекторов.
«В конце концов, европейская железная дорога не способна перевезти нужные Украине объемы зерна, да и не только зерна. Чтобы полноценно использовать европейскую инфраструктуру для экспорта, нужно отрывать дополнительные железнодорожные и автомобильные погранпереходы на границе с Украиной, и, конечно, строить у нас европейскую колею», — подчеркнул собственник A.G.R. Group.
«Мы также активно экспортируем по «зерновому» коридору. Откровенно говоря, это рискованный вариант из-за больших очередей, задержек инспекций зерновозов с российской стороны, и вообще очень медленной его работы. Но, учитывая текущую ситуацию со стоимостью логистики во время войны, считаю зерновой коридор хорошей возможностью», — констатировал он.
Кроме того, Хидирян отметил сомнительную экономическую целесообразность экспорта сельхозпродукции в страны Азии и Африки через морпорты ЕС, до которых она довозится из Украины наземным автомобильным и железнодорожным транспортом. По его данным, стоимость перевалки и перегрузки продукции по такому маршруту достигает 50-60% от общей стоимости зерна, что делает такой способ экспорта убыточным для агрария. Таким образом, экспорт сельхозпродукции в ЕС может быть выгоден только для экспорта конечным потребителям в ЕС.
В свою очередь участвовавший в разговоре генеральный директор A.G.R. Group Игорь Шестопалов отметил, что его холдинг с начала войны экспортировал почти 55 тыс. тонн сельхозпродукции, тогда как зернотрейдер MK Merchants ежемесячно отгружает через речпорты Измаила и Реней в среднем 8-10 судов с продукцией АПК.
«Соя, рапс, ячмень, пшеница, кукуруза, подсолнечник, гречка — рассматриваем все возможные рынки сбыта продукции в страны ЕС, Турции, Египта, Непала. С начала полномасштабного вторжения мы вывезли почти 55 тыс. тонн. Наши партнеры из MK Merchants везут зерно через речпорты Измаила и Рени, отгружая в среднем 8-10 судов в месяц.
В холдинг A.G.R. Group входит более 20 компаний. Основное направление его деятельности – торговля сельхозпродукцией, выращивание и хранение зерновых культур, а также животноводство.
A.G.R. Group обрабатывает земли в Полтавской, Киевской, Черниговской, Николаевской и Сумской областях. Вся выращенная продукция реализуется на внешних рынках.
Президент холдинга и глава его наблюдательного совета – бизнесмен Мисак Хидирян.