АО «Энергетическая компания Украины» (ЭКУ) увеличивает импорт электроэнергии из ЕС, компенсируя потери в украинской энергосистеме из-за вражеских атак. Начиная с середины марта, суточный объем импорта государственным трейдером увеличился в среднем в 2 раза.
ЭКУ продолжает импортировать электроэнергию из Словакии и Румынии, а в марте также начала поставки электроэнергии из Венгрии. Сейчас ЭКУ является вторым по объемам импортером электроэнергии в Украину.
«За последние два года Украина совместно с ЕС значительно увеличила технические и организационные возможности для импорта электроэнергии, что сейчас играет важнейшую роль в стабильном энергообеспечении потребителей, — отметил Виталий Бутенко, генеральный директор ЭКУ, — Учитывая продолжение массированных ударов по энергетическим объектам, Правительство Украины продолжает активное сотрудничество с европейскими партнерами для того, чтобы получить дополнительные возможности для импорта».
Справка
АО «Энергетическая компания Украины» (ЭКУ) — национальная энерготрейдинговая компания, которая предлагает комплексные решения по покупке, продаже и управлению энергоресурсами. Предприятие создано в 2022 году без привлечения или передачи государственных активов или имущества. Доходы формируются за счет высокотехнологичных трейдинговых продуктов и инструментов.
ЭКУ входит в ТОП-5 трейдеров Украины по объемам продажи электроэнергии, лидеров по трансграничной торговле энергоресурсами, а также в ТОП-2 трейдеров зеленой электроэнергии.
ЭКУ основала первую государственную балансирующую группу участников рынка электроэнергии, которая сейчас является второй по размеру в Украине. Клиенты компании генерируют 10% в ВВП Украины. 100% компании принадлежит государству.
Украинские предприятия в январе-марте текущего года увеличили импорт меди и медных изделий в стоимостном выражении на 47,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до $42,018 млн.
Согласно таможенной статистике, обнародованной Государственной таможенной службой Украины, экспорт меди и медных изделий за указанный период сократился на 16,9% — до $18,138 млн млн.
В марте импортировано меди на $12,893 млн, экспортировано – на $7,242 млн.
Кроме того, Украина в январе-марте 2024 года нарастила импорт никеля и изделий из него в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года – до $7,697 млн (в марте – $2,267 млн), алюминия и изделий из него – на 20%, до $98,535 млн (в марте – $38,102 млн). При этом нарастила ввоз свинца и изделий из него на 30,1% – до $281 тыс. (в марте – $140 тыс.), импорт олова и изделий из него снизился на 4,3% – до $620 тыс. (в марте – $113 тыс.), а также нарастила импорт цинка и цинковых изделий – на 55,6%, до $11,860 (в марте – $5,454 млн).
Экспорт алюминия и изделий из него за первые три месяца 2024 года возрос на 1,2% по сравнению с сопоставимым периодом годом ранее — до $23,387 млн (в марте — $7,769 млн), свинца и изделий из него снизился на 36,1% — до $2,834 млн (в марте – $1,076 млн), никеля и изделий составил $94 тыс. (в марте — $45 тыс.), тогда как в январе-марте-2023 он был $92 тыс.
Экспорт цинка за три месяца этого года составил $44 тыс. (в марте – $24 тыс.), тогда как в январе-марте-2023 он составлял $46 тыс. Экспорт олова и изделий составил $81 тыс. (в марте – $47 тыс.) против $48 тыс. в аналогичном периоде годом ранее.
Как сообщалось, Украина в 2023 году нарастила импорт меди и медных изделий в 2,2 раза по сравнению с 2022 годом – до $140,795 млн, экспорт сократила на 20,1% – до $72,078 млн.
Кроме того, Украина за 2023 год снизила импорт никеля и изделий на 74,2% по сравнению с 2022 годом – до $15,391 млн, алюминия и изделий из него нарастила на 7,7%, до $366,463 млн.
При этом снизила ввоз свинца и изделий из него на 65,2% — до $989 тыс., импорт олова и изделий из него — на 23%, до $2,728 млн, но нарастила цинка и цинковых изделий — на 18,8%, до $45,966 млн.
Экспорт алюминия и изделий из него в прошлом году возрос на 0,7% по сравнению с 2022 годом — до $97,616 млн, свинца и изделий из него возрос на 23,5% — до $14,778 млн, никеля и изделий составил $532 тыс., тогда как за 2022 год он был $1,268 млн.
Цинка за рубеж в 2023 году поставлено на $130 тыс. против $1,331 млн в 2022-м. Экспорт олова и изделий составил $159 тыс. против $424 тыс. за 2022 год.
Украинские предприятия в 2022 году снизили импорт меди и медных изделий в стоимостном выражении на 64,3% по сравнению с предыдущим годом — до $65,370 млн, а их экспорт уменьшился на 56,3% — до $90,245 млн.
Кроме того, Украина в 2022 году сократила импорт никеля и изделий из него на 49,9% по сравнению с 2021 годом – до $59,754 млн, алюминия и изделий из него — на 33,4%, до $340,398 млн. При этом снизила ввоз свинца и изделий из него на 66,6% — до $2,839 млн.
Импорт олова и изделий из него упал на 33,5% — до $3,312 млн, а также сократился ввоз цинка и цинковых изделий — на 58,7%, до $38,690 млн.
Экспорт алюминия и изделий из него за 2022 год снизился на 42,7% по сравнению с 2021 годом — до $96,972 млн, свинца и изделий из него на 68,7% — до $11,970 млн, никеля и изделий – на 73,9%, до $1,268 млн.
Экспорт цинка за 2022 год составил $1,331 млн, тогда как в 2021 году он составлял $550 тыс. Экспорт олова и изделий в 2022 году составил $424 тыс. против $346 тыс. за предыдущий год.
Первичные регистрации новых автобусов (включая микроавтобусы) в Украине в марте-2024 снизились на 17%, или на 16 ед. к марту прошлого года – до 78 ед., свидетельствует обнародованная ассоциацией «Укравтопром» статистика.
При этом по сравнению с февралем-2024 спрос на автобусы сократился на 27,8%, или на 30 машин.
Согласно статистике, лидерство на рынке сохранил украинский Ataman с регистрацией 21 автобуса против 37 в марте-2023. Второе место у автобусов «Эталон», регистрации которых выросли до 20 машин по сравнению с семью в марте-2023. Но по сравнению с февралем текущего года их продажи упали на треть.
Третье место, как и годом ранее, у Ford с 19-ю автобусами (на два меньше),
четвертым стал Volkswagen с 10-ю машинами (в марте-2023 не регистрировались), замыкает пятерку Fiat с тремя машинами.
Турецкие автобусы Temsa в марте не регистрировались (годом ранее – одна машина). Эта марка, как сообщалось, запланировала существенно укрепить свои позиции в Украине.
Таким образом, в январе-марте 2024 года первичные регистрации автобусов в Украине сократились на 27,6% к тому же периоду 2023 года – до 305 ед.
«Укравтопром» также сообщает, что на рынке автобусов Украины доля новых в марте составила 53%, а с учетом подержанных парк автобусов (включая микроавтобусы) составил 146 ед. – на 18% меньше, чем в марте-2023 и на 19% меньше показателя февраля текущего года.
Тройку лидеров в сегменте подержанных машин сформировали Mercedes-Benz – 22 ед.; Volvo – 11 ед. и Van Hool – 9 ед.
В 2023 году общие первичные регистрации новых автобусов всех классов в Украине составили 1701 ед. – на 86% больше, чем в 2022 году.
Финансирование дефицита госбюджета, млрд грн
Источник: Open4Business.com.ua и experts.news
Украинское правительство в рамках подготовки к следующему отопительному сезону сосредоточится на скорейшем сооружении объектов малой генерации для Харькова и других городов с последующим переходом к строительству крупных газотурбинных установок в более среднесрочной перспективе.
Об этом сообщил вице-премьер-министр по восстановлению Украины Александр Кубраков в эфире национального телемарафона «Единые новости» вечером в пятницу.
«Срочные объекты небольшой мощности именно для таких городов как Харьков мы будем пытаться сделать к следующему отопительному сезону вместе с партнерами. Есть когенерационные установки, которые уже предоставляются правительствами некоторых стран. И для Харькова это возможно будет основным выходом на этот сезон», – сказал он.
По словам вице-премьера, в настоящее время на правительственном уровне и в тесных консультациях с местными властями составляется соответствующий план действий, который должен быть реализован к началу зимы.
«Если говорить о более среднесрочной перспективе, крупные газотурбинные установки большой мощности с высоким КПД – это как раз наше будущее. Нам необходимо несколько гигаватт таких мощностей по стране», – отметил Кубраков.
Как он пояснил, проекты сооружения газотурбинных установок являются достаточно привлекательными для инвесторов благодаря, в том числе, их высокому КПД и низкой себестоимости производства электроэнергии.
«Я надеюсь, что экспортно-кредитные агентства тех стран, которые производят такое оборудование – США, Германия, Япония – смогут предоставить нам финансирование под оборудование своих производителей и мы сможем этот план реализовать», – констатировал вице-премьер.
Как сообщалось, в настоящее время в результате вражеских массированных атак в Украине разрушено более 85% мощностей тепловой генерации и около 50% – гидрогенерации.
По словам экс-министра энергетики Ольги Буславец, в мае этого года дефицит электроэнергии в Украине может составить порядка 3 ГВт.