Business news from Ukraine

Меньше покупают и больше продают: какую электронику украинцы выбирали в 2023 году

Украинцы стали реже покупать бытовую технику и электронику. В OLX рассказали, как изменились предпочтения и потребности украинцев.

По данным OLX Украина, мобильные телефоны и смартфоны остаются лидером по спросу у украинцев среди товаров в разделе Электроника. В 2023 году на платформе опубликовали 1,1 млн объявлений, на которые получили почти 15 млн отзывов. Однако спрос на этот товар снизился. В 2022 было более 17 млн отзывов на 1,1 млн предложений. Медианная цена на телефоны в прошлом году составляла 4 800 грн, что на 900 грн дороже показателей 2022 года.

На втором месте комплектующие и аксессуары для компьютерной техники. В 2023 было опубликовано 455 тысяч объявлений, что на 16 тысяч меньше показателя 2022 года. В прошлом году продавцы получили 2,7 млн отзывов, против 3 млн в 2022. Медианная стоимость — 780 грн, в 2022 — 700 грн.

Третье место за ноутбуками. Из всего топа товаров здесь самая высокая медианная цена — 7 200 грн. Это на 300 грн выше показателя 2022 года. Всего за прошлый год украинцы опубликовали 426 тысяч подобных объявлений, на которые получили 2,6 млн отзывов. Если сравнивать с показателями 2022 года, то количество отзывов уменьшилось на 800 тысяч, а предложений наоборот выросло — на 5 тысяч объявлений больше.

По сравнению с 2022 годом в 2023 году появилось больше объявлений о продаже холодильников, приставок, наушников и стиральных машин. Для этих групп товаров также характерно падение спроса. Все они выросли в стоимости за год, кроме приставок, которые подешевели с 6 000 до 5 700 грн.

Каким был 2023 год для украинских компаний — исследование от Киевстара

Украинский бизнес демонстрирует устойчивость в условиях полномасштабной войны и находит новые инструменты для развития. Увеличилась доля компаний, которые работают на полную, перестали терять клиентов и заказчиков — это свидетельствует о стабилизации бизнес-деятельности в течение 2023 года. Все больше украинских компаний находят источник роста в выходе на зарубежные рынки.
Такие данные обнародованы в ежегодном исследовании Киевстар Бизнес, которое базируется на опросе представителей бизнеса разных масштабов и отраслей.
«Киевстар тесно взаимодействует с украинским бизнесом, является надежным партнером и провайдером инновационных сервисов. Чтобы предлагать актуальные решения, мы постоянно исследуем изменения бизнес-среды и трансформацию поведения наших партнеров. Результаты этого опроса показывают тренд на рост бизнес-активности, а также более интенсивное внедрение инноваций для бизнеса, пересмотр стратегий и портфеля товаров и услуг», — комментирует Константин Вечер, B2B-директор Киевстар.
Общая ситуация в бизнесе улучшилась. Большинство опрошенных компаний (62%) работают на полную мощность, еще 24% — с определенными ограничениями, а 5% закрылись. Причины остановки бизнесов были разные. Одна из тех, что назвали респонденты — мобилизация работников. Хотя, некоторым владельцам и менеджерам удавалось управлять компаниями даже из рядов ВСУ.
Все больше компаний выходят на зарубежные рынки. За год украинскому бизнесу удалось усилить международное сотрудничество. Так, в течение прошлого года количество компаний, которые работают с зарубежными рынками, увеличилось с 4% до 17%. Речь идет преимущественно о представителях IT и промышленного производства.
Работники возвращаются в офисы. Почти 50% компаний в течение 2023 года работали полностью офлайн. Гибридный формат работы остается важным (32%), но уже не таким популярным, как раньше. Только 18% компаний работали полностью удаленно в пределах Украины, а 3% — из-за рубежа.
Доходность компаний низкая, но движение вперед есть. 32% опрошенных компаний заявили об увеличении прибыли, в 2022 году таких было только 20%. В то же время 48% бизнесов сократили свои доходы, хотя в 2022-м об этом говорили 58%. Финансовую стабильность сохранили 6% предприятий, которые изменений в прибыли не зафиксировали.
Бизнес продолжает адаптировать рабочие процессы. Среди самых популярных изменений — перераспределение обязанностей работников (38%), краткосрочное планирование (31%), изменение привычных бизнес-процессов (29%). Были вынуждены сократить персонал 30% компаний, но в то же время 14% предприятий наоборот расширили штат сотрудников.
Для оптимизации работы компании активно используют новые технологии. Среди инструментов, которые представители бизнеса называли чаще всего — искусственный интеллект, облачные сервисы для работы с документами (например, Microsoft 365), CRM и прочее.
Подробнее о результатах исследования читайте на Kyivstar Business Hub.

, ,

Техпарк «Укрзализныци» пополнится 120 вагонами-зерновозами

АО «Укрзализныця» (УЗ) планирует в 2024 году ввести в работу 120 вагонов-зерновозов для обычной и евроколеи, сообщил директор департамента коммерческой работы УЗ Геннадий Майданик на заседании экспортного офиса при УЗ в среду.

По его информации, недавно представленные вагоны-хопперы для перевозок по колее 1520 и 1435 мм уже проходят испытания.

«До конца года парк филиала «Центр транспортной логистики» компании планируют пополнить 120 такими зерновозами. Основное преимущество вагонов состоит в том, что они могут следовать по территории Украины и за ее пределами без перегрузки», — пояснил представитель УЗ.

, ,

Львовская «Картонно-бумажная компания» нарастила объем производства на 7%

ООО «Картонно-бумажная компания» (Львов), крупный украинский производитель картонных гильз и санитарно-гигиенической продукции, в 2023 году увеличило объем производства на 7% к 2022 году — до 1 млрд 268,5 млн грн.

Согласно предоставленным агентству «Интерфакс-Украина» статистическим данным ассоциации «УкрПапир», в натуральных показателях компания незначительно сократила выпуск картонной продукции — до 26,4 тыс. тонн, а бумаги-основы для санитарно-гигиенической продукции нарастила на 12,6% – до почти 8 тыс. тонн. Выпуск туалетной бумаги в рулончиках увеличился на 49%, составив 6,1 млн шт.

При этом в декабре компания на 35,5% сократила выпуск бумаги и картона по сравнению с тем же месяцем 2022 года – до 2 тыс. тонн, что также почти на 35% меньше показателя ноября прошлого года.

ООО «Картонно-бумажная компания» выпускает изделия и полуфабрикаты из макулатурного картона (листы картона, уголки, гильзы), целлюлозы и переработанной макулатуры (туалетная бумага, полотенца, салфетки ТМ Papero). Поставляет продукцию, в том числе, в страны ЕС.

В числе потребителей – корпорации «Биосфера», «Артериум», компания Nestle, концерн «Хлебпром», кондфабрика «Ярич».

Как сообщалось, в 2022 году фабрика, не приостанавливая работу в течение года, увеличила объем товарной продукции на 51,5% по сравнению с 2021 годом – до 1 млрд 186 млн грн. Чистая прибыль выросла втрое — до 263,7 млн грн.

, ,

«Метинвест» уплатил 14,6 млрд грн налогов в бюджет Украины

Горно-металлургическая группа «Метинвест» с учетом ассоциированных компаний и совместных предприятий в 2023 году перечислила в бюджеты всех уровней в Украине 14,6 млрд грн налогов и сборов.

Согласно пресс-релизу компании в среду, в условиях полномасштабного российского вторжения в Украину «Метинвест» остается опорой экономики страны.

При этом уточняется, что среди крупнейших по объему отчислений — единый социальный взнос, составивший 3,3 млрд грн, налог на прибыль — 3,2 млрд грн и налог на доходы физических лиц — более 3 млрд грн.

В то же время украинские предприятия «Метинвеста» в прошлом году увеличили плату за землю почти на 10% по сравнению с 2022 годом — до 1,2 млрд грн. Также выросли выплаты экологического налога — до 608 млн грн.

Кроме того, весомым источником наполнения государственного и местных бюджетов Украины в 2023 году стала плата за пользование недрами в размере 2,2 млрд грн.

Генеральный директор группы «Метинвест» Юрий Рыженков отметил, что компания пережила еще один сверхтяжелый год войны. Несмотря на серьезные вызовы для страны в целом и украинского бизнеса в частности, ей удалось выстоять и перестроить работу в новых условиях.

«Несмотря на проблемы с загрузкой активов и морскую блокаду агрессором, несмотря на потерю контроля над активами в Мариуполе, остановку АКХЗ и значительное снижение количества персонала из-за войны, «Метинвест» по-прежнему остается одним из крупнейших налогоплательщиков в Украине. А отказ от надлежащих компании по законодательству налоговых льгот позволил направить дополнительные средства на те направления, где это необходимо больше всего. Мы продолжаем поддерживать украинцев и армию на пути к победе и призываем каждый бизнес присоединиться и через налоги, донаты, помощь ВСУ и мирным жителям поддерживать Украину во время испытаний, которое мы все переживаем сейчас», — подчеркнул топ-менеджер.

«Метинвест» является вертикально интегрированной группой из добывающих и металлургических предприятий. Предприятия группы находятся, в основном, в Донецкой, Луганской, Запорожской и Днепропетровской областях.

Основными акционерами холдинга является группа «СКМ» (71,24%) и «Смарт-холдинг» (23,76%), совместно управляющие им.

ООО «Метинвест Холдинг» — управляющая компания группы «Метинвест».

, ,

Изменение экспорта в % к предыдущему периоду в 2022-2023 году

Изменение экспорта в % к предыдущему периоду в 2022-2023 году

Источник: Open4Business.com.ua и experts.news