Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

Продажи лекарств в прошлом году составили 46 млрд грн

Продажи лекарственных средств в 2022 году составили 46 млрд грн.

Как сообщают в компании SMD, согласно данным проведенного ею исследования, в частности, в розничном сегменте в категории лекарственных средств падение рынка составило 37% в натуральном и 28% в денежном измерении.

При этом в государственных закупках падение продаж лекарств составило 26% в натуральном и 21% в денежном выражении.

«Несмотря на сложную ситуацию, государство даже увеличило бюджетную поддержку и уже треть всего рынка лекарственных средств имеет государственное финансирование. Также значительно увеличилась доля реимбурсационных выплат за счет расширения программы «Доступные лекарства» такими категориями, как сахарный диабет (инсулины), расстройства психики и поведения», — отмечают в компании.

Как сообщалось, фармрынок Украины в 2022 году сократился на 42% в натуральном и на 23% в денежном выражении, кумулятивные продажи на фармрынке в 2022 году составили около 61 млрд грн в ценах входа в аптеку.

,

Цены на нефть поднимаются, Brent — $85,66 за баррель

Цены на нефть поднимаются в среду перед публикацией итогов заседания Федеральной резервной системы (ФРС), а также результатов встречи представителей государств ОПЕК+.

Федрезерв, как ожидается, повысит базовую ставку в среду на 25 базисных пунктов (б.п.), что будет означать дальнейшее замедление темпов ее подъема.

Министры мониторингового комитета ОПЕК+ (JMMC) встретятся 1 февраля для обсуждения ситуации на нефтяном рынке. Большинство экспертов не ожидает новых решений по итогам этой встречи, отмечает Bloomberg.

Стоимость апрельских фьючерсов на нефть Brent на лондонской бирже ICE Futures к 7:15 кв в среду составляет $85,66 за баррель, что на $0,2 (0,23%) выше цены на закрытие предыдущей сессии. По итогам торгов во вторник эти контракты подорожали на $0,96 (1,1%), до $85,46 за баррель.

Цена фьючерсов на нефть WTI на март на электронных торгах Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX) увеличилась к этому времени на $0,32 (0,41%), до $79,19 за баррель. К закрытию предыдущих торгов стоимость этих контрактов выросла на $0,97 (1,3%), до $78,87 за баррель.

В январе как Brent, так и WTI подешевели примерно на 1,7%. Снижение цен зафиксировано по итогам третьего месяца подряд, несмотря на возросший оптимизм инвесторов в отношении перспектив спроса в Китае вслед за снятием карантинных ограничений в стране.

«Нефтяной рынок, кажется, нашел устойчивую опору, — отмечает аналитик IG Asia Pte в Сингапуре Йеп Джун Ронг. — Тем не менее, любые «ястребиные» сигналы Федрезерва в среду могут вернуть понижательное давление».

Данные Американского института нефти (API), опубликованные в ночь со вторника на среду, показали рост запасов нефти в США за неделю, завершившуюся 27 января, на 6,33 млн баррелей.

Официальный доклад о запасах энергоносителей в Штатах будет обнародован в среду в 17:30 кв.

,

A.G.R. Group продолжит экспорт части зерна через ЕС после окончания войны — интервью

A.G.R. Group даже после окончания войны и деоккупации продолжит экспорт части зерна через ЕС, для этого интересуется элеваторами на западе Украины – руководство холдинга

Первая часть интервью с владельцем агрохолдинга A.G.R. Group Мисаком Хидиряном и главой правления A.G.R. Group Игорем Шестопаловым о ключевых вызовах в прошедшем году: военном вторжении РФ и вынужденном изменении условий и направлений экспорта сельхозкультур

Текст: Алексей Козаченко

— Что вы обнаружили в своем сельхозкластере в Киевской области после «жеста доброй воли» россиян?

Мисак Хидирян: — Наш кластер «Бровары» в Киевской области весной оказался в оккупации. Российские оккупанты выбили БТРом ворота, взяли охрану в заложники и начали мародерствовать: украли дизельное топливо, оборудование со складов, повредили дорогую сельхозтехнику. Кроме того, ракетным и артиллерийским обстрелами рашисты повредили операционный силос, зерносушильный комплекс и зернохранилище на 20 тыс. тонн. Обстрелы также повредили технику, поставленную на зимнее хранение – пострадали тракторы John Deere и прицепные агрегаты. Дошло до того, что оккупанты поломали дверцы в самоходных опрыскивателях, чтобы достать магнитолы. Снять не смогли – просто раскурочили панели.

На частичный ремонт повреждений холдинг потратил более 5 млн грн. Восстановление кластера заняло полтора месяца – мы очень спешили встать в строй и во время посевной и уборочной кампаний были в рабочем режиме.

— Часть производителей сельхозтехники вышла с рынка Украины с началом войны, как это сказалось на работоспособности вашего парка?

Игорь Шестопалов: — С запчастями сейчас очень сложно. Часть позиций ждем под заказ — даем предоплату и ждем доставку. Стараемся самостоятельно решать вопросы ремонта техники: где-то вытачиваем, где-то навариваем, после чего работаем дальше. Технику ремонтируем своими силами, диагностируем ее соответствующим ПО.

До войны у нас были планы на покупку тракторов, прицепной техники, планировали покупку жаток для подсолнечника. В прошедшем году обошлись своей техникой, арендовали только комбайны бренда Case IH для сбора подсолнечника.

Несмотря ни на что, мы продолжаем работать по технологиям точного земледелия, и это оправдывается. Наши сеялки Kinze и Väderstad настроены на сев с нормой высева в зависимости от культуры по устанавливаемой глубине, что исключает пересев и огрехи сева из-за автоматического отключения секций.

Наши тракторы и опрыскиватели оснащены системой iTEC, чтобы минимизировать работу операторов. Мы настраиваем BoomTrac – систему автоматического измерения высоты штанги опрыскивателя над почвой или растением. Зерноуборочные машины и тракторы у нас работают по RTK-сигналу. Каждый комбайнер имеет свою именную карточку, без которой он не сможет выгрузить собранную продукцию.

— После введения военного положения выделяли технику для военных?

М. Х: — Возле нашего Броварского кластера осталось много битой российской техники, которую мы своими тракторами стягивали для дальнейшей передачи ВСУ – там были в большинстве битые танки, но были и целые. Часть техники оккупантов тащили к нам на базу, грузили на тралы и везли на ремонт. Было такое, что с полей приходилось один танк тремя мощными тракторами вытаскивать. Также ездили в соседние села и у людей из огородов вытаскивали трофеи рашистов.

Весной мы передали ВСУ и ТрО 6 грузовых автомобилей МАЗ с прицепами, бензовоз, легковые автомобили «Нива», Renault Duster, пикапы Toyota Hilux, а также топливо защитникам Украины. Бензовоз нам, кстати, вернули после того, как оккупанты отошли от Киевской области, и в итоге он успешно отработал во время посевной.

— Что делали с минами и остатками боеприпасов в Киевской области?

М. Х: — Решили, что посевная должна пройти при любых условиях. Мы нашли команду по разминированию, которая каждый день с нашими агрономами выезжала в поля и искала противотанковые мины и неразорвавшиеся снаряды. Параллельно пригласили специальную комиссию, задокументировавшую факты разрушений и краж со стороны российских войск.

Фактически на возобновление работы кластера ушло полтора месяца, из которых около 10 дней — на разминирование полей. Только 10-11 апреля здесь начали проводить обработку почвы и вносить удобрения, а через неделю приступили к посеву кукурузы. Чтобы механизаторы могли работать круглосуточно, получили разрешение от ВСУ и Теробороны работать в комендантский час. Последние пошли навстречу, и даже организовали сопровождение механизаторов в ночное время, потому что в тот момент в регионе продолжали действовать диверсионно-разведывательные группы.

Что касается сотрудников, то более 90% вернулись на рабочие места. По возможности перевели в главный офис и на кластеры работников с оккупированных территорий. В частности, из кластера «Николаев» взяли на работу инженера-механика. Трех механизаторов — вынужденных переселенцев приняли из Херсонской и Николаевской областей.

— Российская агрессия заставила агросектор развивать новые логистические направления. Что вы успели сделать за год?

И. Ш: — С началом войны группа компаний A.G.R. Group и MK Merchants S. A. Мисака Хидиряна переориентировали логистику на рынок ЕС с морских портов на автомобильный, железнодорожный транспорт и речпорты Рени и Измаила, но даже после окончания войны и деоккупации продолжим экспорт части зерна в этом направлении. Из-за этого нам интересны зернохранилища и сельхозпредприятия на западе Украины – это сокращение плеча логистики и более удобный экспорт в ЕС.

Сейчас мы вкладываем средства в восстановление поврежденных россиянами активов – уже починили сушилку и зерновой силос в Броварском кластере, изучаем, как восстанавливать зерновую инфраструктуру в Николаевском кластере после его недавнего освобождения ВСУ.

— Логистика в 2022 была аномально дорогой. Как с этим справлялись?

М. Х: — Для Украины экономическая целесообразность экспорта в страны Азии и Африки через морпорты ЕС под вопросом, поскольку перевалка и перегрузка стоит 50-60% от стоимости зерна, что делает такой способ экспорта для агрария убыточным. Направление экспорта в ЕС может быть выгодно только для экспорта конечным потребителям в ЕС.

Если оценивать работу «зернового» коридора, то данные ООН свидетельствуют, что большая часть зернового экспорта из Украины за последние три месяца направились в Испанию, Турцию, Италию, Китай и Нидерланды. Именно возвращение Украины на мировые аграрные рынки после открытия зернового коридора способствовало уменьшению мировых цен на продовольствие, что облегчило проблему с продовольствием для беднейших стран.

Мы также активно экспортируем по «зерновому» коридору. Откровенно говоря, это рискованный вариант из-за больших очередей, задержек инспекций зерновозов с российской стороны, и вообще очень медленной его работы. Но, учитывая текущую ситуацию со стоимостью логистики во время войны, считаю зерновой коридор хорошей возможностью.

В конце концов, европейская железная дорога не способна перевезти нужные Украине объемы зерна, да и не только зерна. Чтобы полноценно использовать европейскую инфраструктуру для экспорта, нужно отрывать дополнительные железнодорожные и автомобильные погранпереходы на границе с Украиной, и, конечно, строить у нас европейскую колею.

— Что у вас по автомобильным и железнодорожным перевозкам?

И. Ш: — Мы весь год ускоряли и упрощали собственные бизнес-процессы, обращались в соответствующие официальные структурные подразделения ЕС и Украины для наращивания объемов скорости доставки грузов, активно привлекали автотранспорт. Возможно, стоит собрать представителей министерств, агропредприятий, экспортеров и профильных ассоциаций, сложить полную картину препятствий для логистики в ЕС, и совместно найти пути решения этих вопросов.

Учтите, что за год в несколько раз подорожала перевозка зерна по ж/д. До войны доставить зерно в порт стоило $6-7/тонну, а сейчас — $10-12/тонну. Ставка «Укрзализныци» за зерновоз — 4500 грн/сутки для экспортных перевозок и 2500 грн/сутки для внутренних перевозок. При таком тарифе вагонная составляющая в стоимости перевозки составляет $50 и $19 на тонну зерна в сутки. Добавьте услуги перегрузочного терминала – $15-30/тонну, хотя до войны это стоило $9-10/тонну. Суммарно стоимость для агрария за перевозку его груза по Украине составит $80-120/тонну, а для наших хозяйств — примерно $90-95/тонну от элеватора в порт. Стоимость логистики выросла в несколько раз.

Что касается автоперевозок, мы, как и большинство хозяйств, столкнулись с нехваткой зерновозов. Больше десятка собственных машин A.G.R. Group передал ВСУ. Относительно оставшихся, мы имеем возможность контролировать местонахождение нашего автотранспорта и выстраивать график его работы так, чтобы экспорт не останавливался ни на день.

— Уточните, что, куда, сколько экспортируете?

И. Ш: — Соя, рапс, ячмень, пшеница, кукуруза, подсолнечник, гречка — рассматриваем все возможные рынки сбыта продукции в страны ЕС, Турции, Египта, Непала. С начала полномасштабного вторжения мы вывезли почти 55 тыс. тонн. Наши партнеры из MK Merchants везут зерно через речпорты Измаила и Рени, отгружая в среднем 8-10 судов в месяц.

— Что будете сеять в наступившем году, планируете переход на масличные?

М. Х: — На следующий год планируем отказаться от выращивания кукурузы – будем сеять сою и подсолнечник. Выращивание кукурузы сейчас проблемное — цены на сушку и доработку высокие, а закупочные цены низкие. В 2023 планировали выращивать пшеницу и рапс, рассчитывали в сентябре сеять озимую пшеницу в сентябре, сразу после уборки подсолнечника. Но погода не разрешила выйти в поле, а в октябре сеять пшеницу поздно, пришлось от нее отказаться.

— ТМЦ уже смогли закупить?

И. Ш: — Нам пришлось отказаться от безводного аммиака, производство которого на 99% связано со страной-агрессором. Весной планируем внести на поля карбамид. Что касается азотного и фосфорно-калийного удобрений, то часть уже закупили.

, , , ,

Урожай зерновых в Украине в 2023 году составит около 49,5 млн тонн — прогноз

Урожай зерновых в Украине в 2023 году по прогнозу Министерства экономики составит около 49,5 млн тонн, что лучше оценки Национального банка Украины (НБУ) в 46 млн тонн, сообщил первый заместитель министра Денис Кудин агентству «Интерфакс-Украина»

«Украине продуктов питания точно хватит, проблема с остальным миром: мы стали весомым игроком на мировой арене, поэтому если нам логистика агропродукции из Украины важна потому, что это приток валютной выручки, то миру она важна потому, что это для него продовольственная безопасность», – сказал он в кулуарах бизнес-форума по быстрому восстановлению Украины в Люксембурге, организованного Украинско-люксембургским деловым клубом.

Первый замминистра отметил, что в нынешней ситуации Минэкономики не видит необходимости прибегать к каким-то запретам или квотам на экспорт агропродукции, но в то же время будет сохранять лицензирование отдельных ее видов.

«Через лицензирование мы получаем информацию о вывозимом объеме, и если мы увидим, что баланс не будет сходиться, что у нас внутреннее потребление рискует быть необеспеченным, мы тогда оставляем за собой право ограничивать экспорт», – пояснил он.

В целом, как указал Кудин, прогноз платежного баланса Минэкономики на 2023 год существенно более позитивный, чем у НБУ.

Согласно данным Минагрополитики, украинские аграрии к 27 января 2023 года собрали 52,6 млн тонн зерновых и зернобобовых культур. За неделю общая площадь сельхозугодий, с которых собран урожай, увеличилась на 1 процентный пункт (п.п.) — до 96% ранее запланированных площадей, в том числе кукурузу осталось собрать с 10% площадей (+3 п.п. за неделю). К 27 января суммарно было собрано 25,2 млн тонн кукурузы.

,

Египет остается одним из самых выгодных торговых партнёров Украины – эксперты

В очередном видео YouTube-канале аналитического центра «Клуб экспертов» были рассмотрены перспективы торгово-экономических отношений Украины и Египта.

Как подчеркнул основатель Клуба экспертов Максим Уракин, Египет до начала войны был самым выгодным торговым партнером для Украины, положительное сальдо торгового баланса с которым составляло почти 2 млрд долл США. Основными украинскими товарами на египетском рынке были зерно и продукция металлургии.

При этом, в первые месяцы войны блокада РФ морских коммуникаций в Черном море ограничила украинский экспорт в страны Африки и прежде всего в Египет. Зерновое соглашение улучшило ситуацию, но только в отношении экспорта агропродукции. Чтобы не потерять египетский рынок, украинским компаниям нужно адаптироваться к сложившейся ситуации уже сейчас, чтобы не прилагать дополнительные усилия после войны.

По словам президента Клуба экспортеров Украины Евгении Литвиновой, украинским производителям прежде всего следует обратить внимание на египетский рынок молочной продукции. При этом необходимо учесть разделение Египтом групп товаров для оптовой и розничной торговли при создании благоприятных условий для импорта. Также, по ее словам, спросом в Египте пользуются консервированные и сухие фрукты, кондитерские изделия, шоколад, масла, жиры, вода минеральная, так же посуда, разные столовые приборы, ванны, душевые кабины, раковины, стройматериалы и другие товары для розничной торговли.

«Хочу обратить внимание, что все украинские экспортеры которые хотят торговать с Египтом, должны быть зарегистрированы в генеральной администрации по контролю над экспортом и импортом. После этого можно наладить логистику через железнодорожные и автомобильные пути с учетом временной недоступности порта Одессы», — пояснила она.

Кроме того, Евгения Литвинова отметила, что с марта прошлого года марта, Египет обязал Украину использовать аккредитив по многим группам товаров, что приводит к удорожанию сделок от 0,2 до 0,5%. Этот фактор, по мнению эксперта, также непосредственно повлияет на торговлю и на ее конечные результаты.

«Если говорить о советах нашему малому и среднему бизнесу при выходе на египетский рынок, то во-первых нужно разобраться в том, что такое экспорт, если вы ранее не были вовлечены в этот процесс. Далее следует проанализировать, в каких случаях можно выгодно открыть украинское предприятие в Египте для работы, а в каких случаях вам это делать не всегда нужно и не всегда выгодно. Наконец, третий совет – пройти регистрацию. Хотя бы просмотрите, каким образом проходится авторизация, регистрация через единое окно в Египте. Обращаю ваше внимание, что торговая марка ваша должна быть зарегистрирована хотя бы на территории Украины до того момента, как вы начнёте проходить уже эту регистрацию в Египте», — резюмировала Евгения.

В свою очередь, глава Египетской диаспоры в Украине, доктор Атия Валид заметил, что в последние годы египетско-украинские торговые отношения интенсивно развивались и наша страна была приглашена к участив крупных инфраструктурных проектах, которые реализуются сейчас египетскими властями.

«Египет ещё в 2021 году обсуждал с украинским правительством инвестирование в особую экономическую зону Суэцкого канала. То есть египетская экономическая политика в первую очередь направлена на стимулирование инвестирования в экономику страны. Египет, конечно же, заинтересован в сотрудничестве с украинскими компаниями с точки зрения открытия совместных предприятий на своей территории, что вполне можно реализовать и сегодня, несмотря на войну. Я думаю, что для украинских компаний вполне реально открыть филиалы там, если их интересует рынок сбыта. Египет готов этому способствовать», — подчеркнул представитель Египта.

По его мнению, наши поставщики должны активнее работать как с египетским посольством в Киеве, так и с украинским посольством в Каире. Это облегчит прохождение бюрократических процедур и снизит вероятность стать жертвами мошенничества.

«Украинским бизнесменом нужно проверять в посольстве Египта или Торговой палате истинность документов тех организаций, с которыми они сотрудничают. И только после этого, заключать договор по всем международным правилам. Не надо верить обещаниям и красивым глазам, и не забывать азы ведения бизнеса в сфере экспорта-импорта. Желаю всем бизнесменам в Египте и в Украине только успеха», — заявил доктор Атия Валид.

Более детально смотрите в видео:

Подписаться на канал Клуб экспертов можно по ссылке:

https://www.youtube.com/@user-nz9lh8yg9g

, , , , , , , , , , ,

A.G.R. Group за полтора месяца восстановил сельхозкластер в Киевской области

Сельскохозяйственный кластер «Бровары» группы компаний A.G.R. Group весной 2022 года был оккупирован российскими войсками, вторгнувшимися в северные регионы Украины, ракетными и артиллерийскими обстрелами у холдинга были повреждены операционный силос, зерносушильный комплекс и зернохранилище емкостью 20 тыс. тонн.

Как сообщил собственник аграрной группы Мисак Хидирян в интервью агентству «Интерфакс-Украина», на восстановление работоспособности кластера потребовалось свыше 5 млн грн и полтора месяца интенсивных работ, поскольку агрохолдинг спешил вовремя провести посевную и уборочную кампании.

Кроме того, российскими обстрелами также повредило технику A.G.R. Group, поставленную на зимнее хранение, в результате чего пострадали тракторы John Deere и прицепные агрегаты.

«Наш кластер «Бровары» весной оказался в оккупации. Российские оккупанты выбили БТРом ворота, взяли охрану в заложники и начали мародерствовать: украли дизельное топливо, оборудование со складов, повредили дорогую сельхозтехнику… Вплоть до того, что оккупанты поломали дверцы в самоходных опрыскивателях, чтобы достать магнитолы. Снять не смогли – просто раскурочили панели», — рассказал владелец A.G.R. Group в интервью.

Хидирян уточнил, что помимо восстановления сельскохозяйственных построек, разминирование кластера «Бровары» заняло около 10 дней. Также на полях осталось много поврежденной и уничтоженной военной техники оккупантов.

«Возле Броварского кластера осталось много битой российской техники, которую мы своими тракторами стягивали для дальнейшей передачи ВСУ – там были в большинстве битые танки, но были и целые. Часть техники оккупантов тащили к нам на базу, грузили на тралы и везли на ремонт. Было такое, что с полей приходилось один танк тремя мощными тракторами вытаскивать. Также ездили в соседние села и у людей из огородов вытаскивали трофеи рашистов», — отметил Хидирян.

Как сообщалось со ссылкой на Национальную академию аграрных наук Украины (НААН), суммарный прямой ущерб, причиненный сельскохозяйственной отрасли Украины в результате полномасштабного российского вторжения, к концу 2022 года достиг $9,3–9,8 млрд, что сопоставимо с суммарной прибылью аграрных предприятий страны за 2020-й и 2021 гг.

В эту цифру включен ущерб от блокады украинских морпортов и вынужденного изменения логистики экспортных перевозок ($7,5–8,0 млрд), стоимости непроданного прошлогоднего зерна ($0,5 млрд) и стоимости уничтоженных или захваченных оккупантами складских помещений и элеваторов ($1,3 млрд).

В холдинг A.G.R. Group входит более 20 компаний. Основное направление его деятельности – торговля сельхозпродукцией, выращивание и хранение зерновых культур, а также животноводство.

A.G.R. Group обрабатывает земли в Полтавской, Киевской, Черниговской, Николаевской и Сумской областях. Вся выращенная продукция реализуется на внешних рынках.

Президент холдинга и глава его наблюдательного совета – бизнесмен Мисак Хидирян.

,