Украина в январе-феврале текущего года нарастила экспорт ферросплавов в натуральном выражении в 35,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 19,170 тыс. тонн с 540 тонн.
Согласно статистике, обнародованной Государственной таможенной службой (ГТС) во вторник, в денежном выражении экспорт ферросплавов увеличился в 11 раз — до $19,775 млн.
При этом основной экспорт осуществлялся в Алжир (32,16% поставок в денежном выражении), Польшу (25,61%) и Италию (18,92%).
Кроме того, за 2 мес-2025 Украина импортировала 7,962 тыс. тонн этой продукции — снижение на 53,5% к январю-февралю-2024. В денежном выражении импорт упал на 49,8% — до $14,210 млн.
Ввоз осуществлялся преимущественно из Норвегии (32,25%), Казахстана (16,80%) и Армении (7,62%).
Как сообщалось, Покровский горно-обогатительный комбинат (ПГОК, ранее — Орджоникидзевский ГОК) и Марганецкий ГОК (МГОК, оба — Днепропетровская обл.), входящие в группу «Приват», в конце октября — начале ноября 2023 года прекратили добычу и переработку сырой марганцевой руды, а НЗФ и ЗЗФ остановили выплавку ферросплавов. Летом 2024 года ферросплавные заводы возобновили производство на минимальном уровне.
Украина в 2024 году сократила экспорт ферросплавов в натуральном выражении в 4,45 раза по сравнению с 2023 годом — до 77,316 тыс. тонн с 344,173 тыс. тонн, в денежном выражении экспорт снизился в 3,4 раза — до $88,631 млн с $297,595 млн. При этом основной экспорт осуществлялся в Польшу (27,40% поставок в денежном выражении), Турцию (21,53%) и Италию (19,82%).
Кроме того, в прошлом году Украина импортировала 82,259 тыс. тонн этой продукции по сравнению с 14,203 тыс. тонн за 2023 год (рост в 5,8 раза). В денежном выражении импорт вырос в 3,3 раза — до $140,752 млн с $42,927 млн. Ввоз осуществлялся преимущественно из Польши (32,71%), Норвегии (19,55%) и Казахстана (13,90%).
Бизнес ЗЗФ, НЗФ, Стахановского ЗФ (находится на НКТ), Покровского и Марганецкого ГОКов до национализации финучреждения организовывал ПриватБанк.
Никопольский завод ферросплавов контролирует группа EastOne, созданная осенью 2007 года в результате реструктуризации группы «Интерпайп», а также группа «Приват».
Пассажиропоток через западную границу Украины в октябре 2024 года, тыс. (графически)
Источник: Open4Business.com.ua и experts.news
АО НАЭК «Энергоатом» заявил о фактическом завершении проекта строительства брызгальных бассейнов на Южно-Украинской АЭС, что поможет увеличить производство электроэнергии на станции.
«Мы фактически завершили одно из приоритетных направлений работы — возведение брызгальных бассейнов в полном объеме. Сейчас вводим их в эксплуатацию, что позволит увеличить производство электроэнергии на существующих мощностях из-за снижения температуры воды в водохранилище, которую мы используем для охлаждения конденсаторов турбин АЭС», — сообщил глава „Энергоатома“ Петр Котин во время рабочего визита на Южноукраинский энергокомплекс во вторник.
По его словам, завершение работ также будет способствовать улучшению экологической ситуации в регионе расположения АЭС.
Сейчас «Энергоатом» эксплуатирует девять энергоблоков Южно-Украинской, Ровенской и Хмельницкой АЭС общей мощностью 7880 МВт, расположенных на подконтрольной Украине территории.
Запорожская АЭС с шестью энергоблоками ВВЭР-1000 общей мощностью 6000 МВт после ее оккупации 3-4 марта 2022 года не производит электроэнергию с 11 сентября 2022 года.
В Украине внутренняя переработка соевых бобов продолжает демонстрировать высокие темпы, в частности в феврале 2025 года был переработан абсолютный месячный максимум — около 320-330 тыс. тонн сои, что на 27% больше, чем в январе текущего года, сообщило информационно-аналитическое агентство «АПК-Информ».
Аналитики отметили, что в 2024/25 маркетинговом году (МГ, сентябрь-февраль) в Украине было переработано рекордные почти 1,45 млн тонн, что на 57% превышает показатель аналогичного периода прошлого сезона и на 43% — предыдущий максимум для первой половины сезона-2019/20 с 1 млн тонн.
«Такой достаточно существенный прирост обусловлен прежде всего заходом в переработку соевых бобов крупных заводов из-за сложностей с закупкой подсолнечника. Однако сохранению высоких темпов переработки уже несколько месяцев подряд способствует активный экспорт соевого шрота на фоне привлекательной для импортеров стоимости», — пояснили эксперты.
В «АПК-Информ» прогнозируют, что всего в сезоне-2024/25 в Украине может быть переработано до 2,2-2,3 млн тонн сои, что составляет около 36% общего предложения данной культуры против 33-35% в предыдущие два сезона. В то же время доля экспорта сои, несмотря на увеличение в физическом эквиваленте, может снизиться по итогам МГ до 57% против 58-60% в предыдущие сезоны.
Перспективы переработки соевых бобов во второй половине текущего сезона выглядят несколько пессимистично, считают аналитики.
Мировой рынок ожидает рекордного урожая сои в Южной Америке, увеличение переработки в Аргентине и увеличение предложения в секторе соевого шрота, баланс которого и так выглядит перегруженным в последние несколько сезонов. Усиление напряженности в торговых отношениях между США и ЕС, а также введенные тарифы в секторе сои со стороны Китая могут способствовать сохранению высокого спроса на внешнем рынке на украинское сырье, что побудит трейдеров нарастить продажи сырья, которое не поступит на переработку, пояснили в аналитическом агентстве.
Основные виды промпродукции по объему реализации в 2023 году (млн грн)
Источник: Open4Business.com.ua и experts.news
Ввоз в Украину легковых автомобилей, включая грузопассажирские автомобили-фургоны и авто для перегонов (код УКТ ВЭД 8703), в январе-феврале 2025 года в денежном выражении сократился на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до $719,92 млн.
Согласно статистике, обнародованной Государственной таможенной службой (ГТС) Украины, в феврале импорт в Украину легковых авто на 3% превысил показатель февраля-2024 — до $385,94 млн, тогда как в январе наблюдалось падение на 17,8% по сравнению с январем-2023.
В тройку крупнейших поставщиков авто в Украину в январе-феврале этого года вошли Германия, США и Япония, тогда как в предыдущем году это были США, Китай и Германия.
В частности, поставки авто из Германии выросли почти на 40% — до $152,15 млн, а их доля в структуре импорта автомобилей составила 21,13% против 13,94% годом ранее.
Из США в Украину ввезено автомобилей на $122,13 млн (на 15% меньше). Япония, которая в прошлом году не входила в тройку стран с наибольшим автоимпортом, в этом году поставила их за два месяца на $79 млн.
Что примечательно, в тройку лидеров пока не вошел Китай, импорт которого год назад составлял $114,88 млн (второе место после США).
В целом из других стран импорт легковых авто за указанный период составил $366,63 млн против $413,87 млн за январь-февраль прошлого года.
В то же время в январе-феврале этого года Украина экспортировала такие транспортные средства лишь на $1,9 млн, в частности в ОАЭ (67% экспорта), Чехию и Молдову, тогда как годом ранее на внешние рынки страна реализовала их на $3,8 млн, в основном в Канаду (47,7%), США (26,8%) и Молдову.
По данным ГТС, в общей структуре импорта товаров в Украину в январе-феврале доля легковых авто составляла 6,37%, в структуре экспорта — 0,03%.
Как сообщалось, в 2024 году в Украину ввезено легковых авто на $4,385 млрд — на 8% больше, чем годом ранее, экспортировано на $10,1 млн (в 2,7 раза меньше).