Для подготовки тепловой генерации к летним пикам потребления и следующему отопительному сезону, с начала 2025 года шахтеры «ДТЭК Энерго» ввели в работу семь новых угольных лав, две из них – в мае, сообщается в пресс-релизе операционного холдинга.
«Летом и во время отопительных сезонов нагрузка на тепловую генерацию традиционно возрастает, поэтому мы поддерживаем соответствующий ритм работы. Добыча топлива для тепловой генерации требует детального планирования и последовательности на каждом этапе. В том числе, в запуске новых угольных лав», – отметил генеральный директор «ДТЭК Энерго» Александр Фоменко.
В прошлом году инвестиции компании в украинскую угледобычу составили около 7,5 млрд грн, всего с 2022 по 2024 годы – 18 млрд грн.
Как пояснили в «ДТЭК Энерго», средства были направлены на проведение и ремонт капитальных горных выработок, комплектацию угольных лав, оснащение шахт проходческим оборудованием, подземный шахтный транспорт и проекты поддержки производственных мощностей.
«ДТЭК Энерго» обеспечивает замкнутый цикл производства электроэнергии из угля. Установленная мощность компании в тепловой генерации по состоянию на январь 2022 года составляла 13,3 ГВт. В угледобыче создан полный производственный цикл: добыча и обогащение угля, машиностроение и сервисное обслуживание шахтного оборудования.
Дефицит ржи в сезоне-2025/2026 будет 100%, что неизбежно приведет к подорожанию ржаного хлеба, заявил в интервью «Интерфакс-Украина» директор Союза «Мукомолы Украины» Родион Рыбчинский.
«С уверенностью можно сказать, что на 100% в сезоне-2025/26 будет дефицит ржи. Уже сейчас в Украине частично перерабатывается польская рожь, а хлебопеки пользуются балтийской ржаной мукой. Это, к сожалению, уже наши реалии», — сказал он.
По словам главы отраслевой ассоциации, причиной дефицита ржи является нежелание сельхозпроизводителей сеять культуру, поскольку ее урожайность на треть ниже, чем у пшеницы — до 40 ц/га против 60 ц/га соответственно.
Кроме того, ранее весь дефицит покрывался из Беларуси, что и привело к сокращению объемов производства ржи в Украине — аграриям было сложно конкурировать с поставками из Беларуси. В то же время рожь не входит в число популярных экспортных культур. Спрос на рожь есть только на внутреннем рынке.
Рыбчинский обратил внимание, что в настоящее время цена на рожь более чем конкурентоспособна: если в 2024 году 1 тонна ржи стоила 6-7 тыс. грн, то по состоянию на май 2025 года — 12-14 тыс. грн.
Отвечая на вопрос, приведет ли дефицит ржи к подорожанию ржаного хлеба, эксперт подчеркнул, что однозначно подорожает.
«Сейчас цена украинской ржаной муки — 18 тыс. грн за тонну, из импортного сырья — около 20 тыс. грн, тогда как в мае прошлого года ржаная мука стоила 10 тыс. грн. Это не просто будет рост цен на ржаной хлеб — многие производители хлебобулочных изделий просто прекратят его выпекать», — подчеркнул он.
Глава союза «Мукомолы Украины» прогнозирует, что 2025/2026 маркетинговый год Украина проживет с дефицитом ржи и будет покупать ее на внешних рынках по европейским ценам. Это сделает рожь интересной для украинских аграриев. Следовательно, в 2026/2027 МГ, скорее всего, сельхозпроизводители увеличат площади под рожь, что сможет выровнять ситуацию на рынке.
Основные виды промпродукции по объему реализации в 2024 году (млн грн)

Пассажиропоток через украинскую границу на неделе с 31 мая по 6 июня с наступлением лета, завершением школьного года и началом сезона отпусков вырос на 13,2% — до 573 тыс., свидетельствуют данные Госпогранслужбы в Facebook.
Согласно им, поток на выезд подскочил с 253 тыс. до 311 тыс., тогда как на въезд вырос с 253 тыс. до 262 тыс.
Количество транспортных средств, которые проследовали через пункты пропуска на этой неделе, увеличилось не так существенно — со 124 тыс. до 125 тыс., а поток машин с гуманитарными грузами даже немного уменьшился — с 524 до 514.
Как указывает ведомство, в полдень в воскресенье на польской границе очередь легковых авто была только на пункте пропуска (ПП) «Устилуг» — 30 штук, а в «Шегинях» прохождения границы ожидало 4 автобуса.
На всех остальных ПП очереди соответственно в 15 и 10 машин были в ПП «Вилок» и «Лужанка» на границе с Венгрией и по 10 авто в ПП «Ужгород» и «Малый Березный» на границе со Словакией.
Суммарные показатели пересечения границы людьми в этом году выше прошлогодних: тогда за подобные семь дней из Украины выехало 291 тыс. и въехало 251 тыс. человек, поток машин также был меньше — 118 тыс.
В прошлом году с первой недели июня началось существенное летнее увеличение пассажиропотока, которое продолжалось пять недель подряд.
Как сообщалось, с 10 мая 2022 года отток беженцев из Украины, начавшийся с началом войны, сменился притоком, который продолжался до 23 сентября 2022 года и составил 409 тыс. человек. Однако с конца сентября, возможно под влиянием новостей о мобилизации в России и «псевдореферендумах» на оккупированных территориях, а затем массированных обстрелов энергетической инфраструктуры, фиксировалось превышение количества выезжающих над въезжающими. Суммарно с конца сентября 2022 года до первой годовщины полномасштабной войны оно достигло 223 тыс. человек.
За второй год полномасштабной войны количество пересечений границы на выезд из Украины, по данным Госпогранслужбы, превысило количество пересечений на въезд на 25 тыс., за третий — на 187 тыс., а с начала четвертого — на 79 тыс.
Как отметил в начале марта 2023 года замминистра экономики Сергей Соболев, возвращение каждых 100 тыс. украинцев домой дает прирост ВВП в 0,5%.
Нацбанк в апрельском инфляционном отчете снова оценил отток из Украины в 2024 году в 0,5 млн (по данным Госпогранслужбы — 0,315 млн). В абсолютных цифрах речь идет о росте количества мигрантов, которые остаются за границей, в 2024 году до 6,8 млн. НБУ также сохранил прогноз оттока в 2025 году на уровне 0,2 млн.
Согласно обновленным данным УВКБ ООН, количество украинских беженцев в Европе по состоянию на 17 апреля 2025 года оценивалось в 6,358 млн, а в целом в мире — в 6,918 млн, что на 15 тыс. меньше, чем на 20 марта.
В самой Украине, по последним данным ООН на конец прошлого года, 3,669 млн внутренне перемещенных лиц (ВПЛ).
Изменения Министерством энергетики устава НЭК «Укрэнерго» нормой о квалифицированном большинстве голосов для назначения председателя правления, вызвало острую реакцию кредитора компании – Европейского банка реконструкции и развития, что грозит потерей доступа к EUR141 млн кредита и гранта, а также досрочной выплатой уже полученных EUR533 млн, сообщил член энергокомитета Верховной Рады Максим Хлапук («Голос»).
«Минэнерго подтолкнуло »Укрэнерго» к настоящему, а не техническому дефолту. Изменения в устав компании, которые Минэнерго внесло для усиления своего влияния на нее, уже ударили по финансовой стабильности оператора критической энергоинфраструктуры. Вчера ЕБРР, ссылаясь на приказ Минэнерго об изменениях в устав, подчеркнул свое право приостановить выборку кредитных средств и потребовать досрочного погашения уже предоставленного кредита«, – написал Хлапук в своем Facebook в субботу, опубликовав выдержку из письма ЕБРР в адрес »Укрэнерго» и Министерства финансов Украины от 6 июня.
В нем указывается на неспособность компании своевременно уведомить банк о любых изменениях в уставе и предоставить возможность прокомментировать их.
Ссылаясь на условия кредитных договоров, банк подчеркивает свое право приостанавливать выборку средств и направлять соответствующие уведомления о досрочном погашении кредитов в связи с изменениями в уставе.
«Такая ситуация грозит „Укрэнерго“ не только потерей доступа к дальнейшему финансированию ЕБРР в размере EUR141 млн (EUR77 млн невыбранного остатка кредита и EUR64 млн ожидаемого гранта), но и необходимостью досрочной выплаты уже полученных средств в сумме EUR533 млн», – подчеркнул член энергокомитета Рады.
Он также отмечает, что под угрозой оказалась реструктуризация долговых обязательств «Укрэнерго» перед владельцами «зеленых» облигаций устойчивого развития, под которую компания планировала привлечь $430 млн на международных рынках капитала под гарантию DFC.
«Такая операция по управлению долгом должна была завершиться уже в начале июля, но ее успех напрямую зависит от поддержки международных финансовых институтов. И, по моей информации, DFC пока приостановили любые действия, связанные с реструктуризацией „зеленых“ облигаций», – подчеркнул Хлапук.
Как сообщалось, 19 мая Минэнерго изменило уставы ООО «ОГТСУ» и «Укрэнерго» нормой о квалифицированном большинстве голосов НР для назначения руководителей вместо простого. То есть за главу ОГТСУ должны проголосовать четыре из пяти членов НР (три – независимые), за главу «Укрэнерго» – пять из семи (четыре – независимые).
Как прокомментировал Энергореформе руководитель ГС «Ассоциация энергоэффективности и энергосбережения», экс-руководитель департамента управления государственными предприятиями и корпоративными правами государства ФГИУ Александр Визир, Минэнерго как акционер «Укрэнерго» имело право вносить изменения в устав компании, и сама норма о квалифицированном большинстве голосов с правовой точки зрения абсолютно законна. Впрочем, он обратил внимание на то, каким образом это было сделано. «Например, насколько мне известно, изменения в устав не согласовывались с наблюдательным советом „Укрэнерго“, а также с кредиторами этой компании, что является условием кредитных договоров в большинстве случаев», – пояснил Визер в комментарии. Визер выразил убеждение, что это также затормозит назначение по конкурсу председателя правления «Укрэнерго», которое уже давно должно было состояться, поскольку члены наблюдательного совета – представители государства и Минэнерго, как субъект, который их назначает, могут теперь фактически блокировать кандидатуры независимых представителей.
«По моей информации, у независимых представителей наблюдательного совета и акционера очень разные взгляды на то, кто должен возглавить »Укрэнерго». И собственно, изменения в устав в части структуры голосов для назначения руководителя в разгар конкурса дают почву для выводов, что акционер не может согласиться с избранными наблюдательным советом кандидатами», — считает Визир.
По его мнению, Минэнерго также не имело права подавать устав на регистрацию или уполномочивать кого-то это сделать, устав должен был регистрировать глава компании Алексей Брехт, как и.о. председателя правления, или человек с доверенностью от «Укрэнерго».
По информации Энергореформы, наблюдательный совет «Укрэнерго» собирался на заседание 4 июня, но не смог избрать председателя правления.
Собеседники Энергореформы, знакомые с ситуацией, также обращали внимание, что Минэнерго не проводило никаких консультаций с Секретариатом Energy Community относительно изменений в устав сертифицированных им «Укрэнерго» и ОГТСУ, и это также вызвало его негативную реакцию. Они отмечали, что вопрос об изменениях в уставы операторов уже известен европейским институтам и кредиторам, которые обратились в Минэнерго за разъяснениями, и предполагали, что вскоре будет высказана позиция. По их мнению, Минэнерго необходимо очень тщательно коммуницировать этот вопрос со всеми стейкхолдерами и предоставить очень убедительные аргументы «или отказаться от внесенных изменений, чтобы спасти ситуацию».
Со своей стороны министр энергетики Украины Герман Галущенко во время «Часа вопросов к правительству» в Верховной Раде 6 июня объяснил цель изменений в уставы ОГТСУ и «Укрэнерго» усилением позиций руководителей компаний перед НР.
«Я считаю, что эти изменения на самом деле направлены на другое: максимально обеспечить независимость наблюдательного совета и максимально обеспечить возможность работать соответствующих руководителей и членов правлений для того, чтобы обезопасить их большинством голосов от увольнения или принятия других решений», – сказал он.
В новый наблюдательный совет «Укрэнерго», сформированный в конце 2024 года, вошли Юрий Бойко, Анатолий Гулей и Алексей Никитин как представители государства, а также независимые члены Патрик Грейхен, Луиджи де Франциски, Ян Монтелл и Эппе Кофод, который возглавил НР.
НР «Укрэнерго» объявила конкурс на должность председателя правления 5 февраля 2025 года, заявки принимались до 14 марта включительно.
Шорт-лист из трех кандидатов на должность председателя правления был сформирован в середине апреля. В него вошли и.о. руководителя компании Алексей Брехт, ее главный диспетчер и член правления Виталий Зайченко и еще один представитель компании – Иван Юрик, который занимается вопросами евробондов.
В связи с подачей генеральным директором ОГТСУ Дмитрием Липпой заявления о досрочном прекращении полномочий, компанию с 10 апреля временно, до завершения конкурсного отбора, возглавляет член дирекции, операционный директор Владислав Медведев. Прием заявок от участников конкурса на должность следующего главы ОГТСУ завершился 31 марта.