Business news from Ukraine

Объем нового строительства жилья в Украине упал на 37% — Госстат

Общая площадь жилых зданий, на которые выданы разрешения на выполнение строительных работ (новое строительство), по итогам 2023 года сократилась на 37% по сравнению с 2022 годом – до 4,2 млн кв. м, сообщила Государственная служба статистики (Госстат).

По данным статведомства, в январе-декабре 2023 года общая площадь нового строительства многоквартирных домов снизилась на 38,2% к предыдущему году – до 4 млн 33,6 тыс. кв. м, тогда как одноквартирных – выросла на 26,5%, до 164,5 тыс. кв. м. Количество заявленных на старту строительства квартир в многоквартирных домах уменьшилось в 1,8 раза и составило 46,2 тыс.

В Киеве в 2023 году общая площадь нового строительства жилья сократилась на 66% к 2022 году – до 299,4 тыс. кв. м, в Киевской области – на 67%, до 616,1 тыс. кв. м.

Согласно Госстату, во Львовской области объем нового строительства сократился на 14% к предыдущему году – до 870,3 тыс. кв. м, Хмельницкой – на 5,3%, до 313,1 тыс. кв. м.

В то же время в Ивано-Франковской области объем нового строительства в 2023 году составил 469 тыс. кв. м, что в 2,3 раза превышает показатель предыдущего года. Прирост объемов также зафиксирован в Черновицкой области – «плюс» 275,4%, до 225,4 тыс. кв. м, Закарпатской – «плюс» 79,3%, до 256 тыс. кв. м, Винницкой – «плюс» 77,4%, до 230,6 тыс. кв. м.

В остальных областях Украины объем нового строительства в прошлом году показал падение к предыдущему и составил менее 200 тыс. кв. м.

Госстат напоминает, что показатели приведены без учета временно оккупированных российской федерацией территорий и части территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия.

Как сообщалось, общая площадь нового строительства жилья в 2022 году составила 6,67 млн кв. м, в 2021 году — 12,7 млн кв. м.

,

«Кернел» вернулся к довоенным объемам экспорта агропродукции по морю

«Кернел», одна из крупнейших украинских агропромышленных групп, по состоянию на март 2024 года, вернулся к довоенным объемам экспорта агропродукции по морю, сообщил руководитель департамента перевалки и флота агрохолдинга Юрий Кизлевич во время онлайн-конференции Центра экономических стратегий «Вызовы на море и границе. Какое будущее у внешней торговли Украины?».

«Мы инвестируем в инфраструктуру. По состоянию на сегодня мы действительно вернулись к довоенным объемам экспорта. Во время полномасштабного вторжения мы продолжили инвестировать в портовые терминалы. Сейчас уже владеем определенным кластером терминалов, как зерновых, так и по перевалке растительных масел», — рассказал он.

По информации Кизлевича, «Кернел» занимается перевалкой не только собственных агротоваров, но и предоставляет эту услугу другим операторам, что позитивно сказывается на внутреннем рынке и на экспорте страны.

Руководитель департамента перевалки и флота «Кернел» отметил, что в агрохолдинге видят перспективы для наращивания экспорта по Черноморскому морскому коридору.

При этом он уточнил, что 70% экспортных поставок «Кернела» – это неевропейские направления, а страны Азии, Ближнего Востока, Северной Африки и только потом часть Западной Европы.

Говоря о стоимости логистики, Кизлевич констатировал, что с начала войны ее приходится делить на две составляющие: внутригосударственную и морскую. С первой у всех операторов внутреннего рынка есть проблемы, в частности по объектам, где была повреждена инфраструктура.

«Однако благодаря плодотворному сотрудничеству бизнеса и государства мы видим, что находятся оптимальные способы решения проблемных инфраструктурных задач. Inland-логистика весьма динамично меняется с учетом существующих каналов экспорта. Мы видим, что этот процесс стал более плановым и управляемым, таким, который можно сравнить с довоенным уровнем», — отметил он.

Характеризуя морскую логистику Украины, Кизлевич подтвердил влияние фактора военной премии и на общую стоимость экспортных перевозок.

«Безусловно, есть фактор военной премии, которую необходимо платить судовладельцам на заход суден (в украинскую часть акватории Черного моря – ИФ-У). Фрахт флота стал дороже. Если смотреть на «зерновой коридор», его первую украинскую версию, то можем констатировать огромные потери на уплате портовых сборов за простой крупнотоннажного флота. Это миллионы, десятки миллионов потерь», — сообщил руководитель департамента перевалки и флота «Кернел».

В то же время он подчеркнул, что участники рынка видят позитивную динамику по снижению страховых тарифов, что является положительным сигналом и вселяет надежду на более стабильное функционирование морских путей Украины в 2024 году.

Агрохолдинг «Кернел» до войны занимал первое место в мире по производству подсолнечного масла (около 7% мирового производства) и его экспорту (около 12%). Является одним из крупнейших производителей и продавцов бутилированного масла в Украине. Кроме того, занимается выращиванием агропродукции и ее реализацией.

Чистая прибыль «Кернела» за 2023 ФГ составила $299 млн, тогда как предыдущий год компания завершила с чистым убытком $41 млн. Выручка агрохолдинга за 2023ФГ сократилась на 35% — до $3,455 млрд, однако EBITDA выросла в 2,5 раза – до $544 млн.

, ,

Страховая компания «ББС Иншуранс» закроет несколько филиалов

Наблюдательный совет страховой компании «ББС Иншуранс» (ранее СК «Брокбизнес», Киев) 14 марта принял решение о прекращении деятельности винницкого и харьковского филиалов, сообщила компания в системе раскрытия информации НКЦБФР.

Согласно сообщению, причины принятия решения — оптимизация сети обособленных подразделений.

Как сообщалось, компания работает на украинском рынке страхования более 25 лет и представлена во всех регионах страны. Имеет 39 лицензий на добровольные и обязательные виды страхования.

В январе-сентябре 2023 года компания собрала 273,5 млн грн валовых премий, что на 47,7% больше, чем за аналогичный период годом ранее, выплатила 85,6 млн грн, что на 79,3% больше страховых выплат, чем за аналогичный период 2022 года. Уровень выплат вырос на 5,51 п.п. — до 31,29%.

, ,

«ArcelorMittal Кривой Рог» получил согласование на строительство хвостохранилища для отходов

Криворожский горно-металлургический комбинат ПАО «ArcelorMittal Кривой Рог» (AMКР, Днепропетровская обл.) получил от Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины вывод об оценке влияния на окружающую среду строительства хвостохранилища — «III карта» — специального гидротехнического сооружения, которое используется для размещения отходов обогащения.

«ПАО «ArcelorMittal Кривой Рог» информирует о том, что Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины сделало вывод по оценке влияния на окружающую среду планируемой деятельности «Строительство хвостохранилища «ІІІ карта» шламового хозяйства рудо-обогатительной фабрики района Днепропетровской области АМКР №21/01-202361210773/1 от 27 февраля 2024 года и Отчет об общественном обсуждении №21/01-202361210773/2 от 27 февраля 2024 года», — констатируется в информации компании, обнародованной управлением экологии на сайте Криворожского горисполкома в четверг.

При этом уточняется, что информация о получении предприятием заключения по оценке влияния на окружающую среду обнародована в Едином реестре по оценке влияния на окружающую среду.

Как сообщалось, «ArcelorMittal Кривой Рог» несколько раз направляло в Минприроды документы на согласование строительства хвостохранилища для отходов «III карта». В середине 2023 года АМКР вновь направило Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины документы на согласование строительства хвостохранилища.

Согласно документации, имеющейся в распоряжении агентства «Интерфакс-Украина», планируемая деятельность заключается в новом строительстве хвостохранилища «III карта» шламового хозяйства рудо-обогатительной фабрики на территории Гречаноподовского и Новолатовского сельских советов Широковского района Днепропетровской области.

Ранее пояснялось, что процедура оценки планируемой деятельности проводится в рамках расширения и изменений, включая пересмотр или обновление условий производства планируемой деятельности, установленных решением об осуществлении планируемой деятельности или продления сроков ее производства (…).

Информация о намерении АМКР получить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) обнародована Минприроды 15 июня 2023 года.

Ранее сообщалось, что ПАО «ArcelorMittal Кривой Рог» намерено построить хвостохранилище «III карта». Строительство хвостохранилища для складирования хвостов обогащения необходимо «в связи с достижением действующими хвостохранилищами границ экономической целесообразности их наращивания».

При этом уточнялось, что производительность предприятия по сырой руде на 2021-2025 годы составляет 24,4269 млн тонн в год, годовой выход хвостов — 14,964 млн куб. м в год. Проектная отметка ограждающей дамбы — 100 м. Общая емкость хвостохранилища — 34,8 млн куб. м, полезная емкость – 29,4 млн куб. м. Площадь чаши хвостохранилища — 382,95 га. Общая длина ограждающих дамб – 5950 м, их максимальная высота — 12 м. Площадь участка строительства — 521,1245 га.

Таким образом, с учетом требований Минприроды, АМКР вынужден уже в четвертый раз входить в процедуры проведения оценки воздействия на окружающую среду.

«ArcelorMittal Кривой Рог» в настоящее время эксплуатирует три хвостохранилища, в два из которых – «Миролюбовка» и «Объединенное. Четвертая карта» – предприятие планировало инвестировать в 2020-2024 годах около $50 млн. В третье хвостохранилище «Центральное» компания уже вложила свыше $15 млн, завершив в 2017 году строительство до отметки +90 метров (сейчас +95 м). Еще столько же АМКР израсходует на его расширение до отметки +115 м (эти работы запланированы на ближайшие семь лет).

«ArcelorMittal Кривой Рог» — крупнейший производитель стального проката в Украине. Специализируется на выпуске длинномерного проката, в частности, арматуры и катанки.

ArcelorMittal владеет в Украине крупнейшим горно-металлургическим комбинатом «ArcelorMittal Кривой Рог» и рядом малых компаний, в частности, ПАО «ArcelorMittal Берислав».

, , ,

Нефть дешевеет, цена Brent — $85,2 за баррель

Цены на нефть эталонных марок утром в пятницу корректируются вниз после подъема до максимальных отметок с начала ноября по итогам предыдущих торгов.

Цена майских фьючерсов на сорт Brent на лондонской бирже ICE Futures по данным на 7:00 кв составляла $85,23 за баррель, что на $0,19 (на 0,22%) ниже показателя на закрытие предыдущей сессии. В четверг эти контракты подорожали на $1,39 (на 1,7%) — до $85,42 за баррель.

Котировки фьючерсов на нефть WTI на апрель на электронных торгах Нью-Йоркской товарной биржи (NYMEX) утром опустились на $0,17 (на 0,21%) — до $81,09 за баррель. По итогам прошлой сессии цена данных контрактов выросла на $1,54 (на 1,9%) и достигла $81,26 за баррель.

С начала недели нефть подорожала примерно на 4% благодаря признакам высокого спроса в США и «бычьим» прогнозам аналитиков относительно объемов потребления топлива в этом году, пишет Trading Economics.

Международное энергетическое агентство в четверг повысило прогноз спроса на нефть в 2024 году на 200 тыс. баррелей в сутки — до 103,2 млн б/с. В том числе оценка потребления нефти в первом квартале была улучшена на 400 тыс. б/с — до 102 млн б/с, прогноз на второй и третий кварталы увеличен на 200 тыс. б/с, до 103 и 104 млн б/с соответственно.

,

Свинина в Украине подорожала на 4,5-6%

Закупочные цены на свиней убойных кондиций в середине марта выросли на 4,5-6%, сообщили в отраслевой ассоциации «Свиноводы Украины».

«По итогам торгов в прошлую пятницу, операторы пересмотрели цены реализации живца в среднем на 4,5-6% в сторону роста. Так, во всех регионах страны большинство товарных партий живца на этой неделе закупают по 65-66 грн/кг, хотя эпизодически встречаются ценовые предложения на уровне 67 грн/кг. Средневзвешенная рыночная отметка остановилась на уровне 65,4 грн/кг, что на 4,7% выше показателя предыдущей недели», — отметили аналитики.

Как добавили в ассоциации, мнения операторов относительно дальнейшей ценовой динамики типично разнятся. Часть мясопереработчиков ожидают изменения вектора движения цен, заявляя о вялости реализации, неблагоприятных для более активного потребления погодные условия и начало предпасхального поста. Ряд других, напротив, отмечают относительно равномерные продажи, поэтому не предполагают заметного изменения цен.

«О профиците кондиционной свинины речь пока не идет: местами ширится информация об активном предложении тяжеловесных животных со стороны населения и/или мелких ситуативных фермеров, однако ни по объемам, ни по качеству, по мнению ряда заготовителей, такое предложение существенной конкуренции промышленной свинине не составляет», — резюмировали в отраслевом объединении.