Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

Самая крупная в Украине грибная ферма прекратила работу

Грибное и компостное производство агропромышленной группы компаний «Верес» в Каневе (Черкасская обл.) с июля 2023 года прекратило производство, производственные процессы приостановлены, оборудование законсервировано, сообщило грибное информационное агентство UMDIS.

По его данным, в последнее время компания пыталась найти арендатора и сохранить производство, но безуспешно.

Как отмечается, львиная доля урожая шампиньонов собиралась для нужд собственного консервного цеха — маринованные грибы «Верес» известны большинству жителей Украины.

Грибная ферма «Верес» состоит из 36 камер выращивания шампиньонов по 700 кв. м в каждой, что делает ее крупнейшей в Украине. В лучшие времена производство достигало 450 тонн грибов в месяц. Компостное производство составляло до 3500 тонн компоста Ф2 в месяц. Предприятие работало с 2004 года.

Причиной его закрытия стали убытки за последнее время.

Группа компаний «Верес», входящая в промышленно-инвестиционную группу «Смарт-Холдинг», представляет собой вертикально интегрированный бизнес в сфере FMCG, специализирующийся на производстве продуктов питания, в частности консервированной продукции, соусов. До российского вторжения группа объединяла два перерабатывающих и два сельскохозяйственных предприятия, логистический центр по хранению продукции, и хозяйство по выращиванию шампиньонов. На мощностях группы ежегодно перерабатывалось до 25 тыс. тонн плодоовощной продукции.

Продукция под ТМ «Верес» до войны поставлялось более чем в 35 стран мира. Группа входила в ТОП-3 производителей консервированных овощей в Украине.

«Смарт-Холдинг» — одна из крупнейших промышленно-инвестиционных групп Украины. Инвестирует в объекты горно-металлургического и нефтегазового комплексов, банковского сектора, сельского хозяйства, судостроения, недвижимости и энергетики.

Импорт свинины в январе-июне сократился в 5,5 раза

Украина в январе-июне сократила импорт свежей, охлажденной и мороженой свинины в 5,5 раза, до 5,7 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщила ассоциация «Свиноводы Украины» (АСУ) со ссылкой на таможенную статистику.

«В прошлом году было немало стимулов для оживления импортной активности: в начале года — расхождение отечественных и европейских котировок на свинину, во втором квартале — налоговые льготы для отдельных групп импортеров. Это наслоилось на проблемы, связанные с нарушением производственно-сбытовых цепей, в частности с оккупацией значительной части территории страны», — объяснили в АСУ.

По информации аналитиков, нынешние темпы импорта свинины самые низкие за последние 6 лет, они существенно отстают от показателей предыдущего года. Так, за первое полугодие 2023 года в Украину завезли 5,7 тыс. тонн мяса свиней из-за рубежа против более 31 тыс. тонн в первой половине 2022-го.

Основной причиной ослабления импортной активности в отраслевой ассоциации называют укрепление котировок на свинину в Европе, которая остается основным поставщиком этой продукции в Украину.

«Хотя на рынке свинины ЕС эпизодически случаются негативные колебания цен (в частности, фиксировали в мае), они пока не носят затяжной характер и преимущественно сохраняются на высоком уровне. Это значительно ограничивает возможности украинских импортеров и перечень товарных позиций, «проходных» для отечественного рынка мяса», — указано в сообщении.

При этом отмечается, что в июне 2023 года цена импортируемого килограмма преимущественно колебалась в диапазоне $2,28-2,99, а средневзвешенная составила 2,56 $/кг, тогда как год назад основная масса импорта свинины поступала по 1,89-2,55 $/кг, или в среднем 2,21 $/кг.

«В последнее время из-за рубежа поступает преимущественно «бюджетное» сырье, которое практически не составляет конкуренции отечественной охлажденной свинине, при этом объемы импорта остаются достаточно «скромными», несмотря на их увеличение в июне», — резюмировали в ассоциации.

,

«ВУСО» будет страховать автотранспорт Нацполиции Львовской области

Главное управление Национальной полиции Украины в Львовской области 3 июля заявило о намерении заключить с СК «ВУСО» (Киев) договор на закупку услуг обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО).

Согласно сообщению в системе электронных госзакупок «Прозорро», ценовое предложение компании составило 247,164 тыс. грн, что в 2,6 раз ниже ожидаемой стоимости (650,032 тыс. грн.)

В тендере также принимали участие страховые компании «УТСК» с предложением 297,8 тыс. грн и «Гардиан»-310 тыс. грн.

СК «ВУСО» основана в 2001 году. Компания владеет 50 лицензиями: 34 — на добровольные и 16 — на обязательные виды страхования. Представлена во всех регионах Украины. Является членом МТСБУ и УФС, участником Соглашения о прямом урегулировании убытков и членом Ядерного страхового пула.

, , ,

RegioJet и «Укрзализныця» запустят новые железнодорожные маршруты из Украины в Чехию и Германию

Крупнейший частный железнодорожный пассажирский перевозчик в Центральной Европе чешская RegioJet планирует в партнерстве с «Укрзализныцей» запустить в 2023 году рейс Прага-Чоп, а в 2024 году два рейса в Германию — Киев-Берлин и Киев-Ганновер через Лейпциг и Дрезден, сообщил владелец RegioJet Радим Янчура в интервью «Forbes Украина».

«Исторически поезд из Киева в Берлин курсировал до 2012-го и был очень успешным. Но немецкая железная дорога в свое время выставила коммерческие условия, которые увеличили стоимость проезда поезда по территории Германии. Это сделало маршрут убыточным, и рейс был закрыт», – отметил он.

Глава RegioJet указал, что компания имеет оптимистичные ожидания по этому проекту, поскольку в Германию ездит гораздо больше украинцев, чем в Чехию.

Кроме того Янчура подчеркнул, что RegioJet имеет не такую бизнес-модель, как у государственных операторов, поэтому УЗ не придется делиться доходом с польской и немецкой железными дорогами.

Говоря о рейсе в Чоп глава RegioJet отметил, что компания имеет наибольшую долю перевозок на популярном маршруте Прага-Кошице.

«Хотим продолжить этот маршрут в украинский город Чоп в Закарпатской области, а в перспективе — в Мукачево»,- сказал Янчура.

По его словам, сейчас компания согласовывает с «Укрзализныцей» графики и условия, поэтому планирует запустить новый поезд в Чоп в течение 2023 года.

Янчура добавил, что запустить поезд в Мукачево сложнее.

«Главная преграда — участок пути Чоп-Мукачево не электрифицирована: раньше она имела контактную сеть, но впоследствии часть ее разобрали, — отметил владелец RegioJet и добавил: — Мы готовы за собственные средства электрифицировать этот участок».

Глава RegioJet не назвал стоимость и сроки реализации проекта. По его словам, они будут известны после разрешения украинских властей и УЗ на проведение технического аудита и определение объемов работ.

По его словам, после вступления Украины в ЕС RegioJet сможет сама оперировать поездами в Украине, получив соответствующую лицензию.

«Так мы работаем во всех странах Европейского Союза. В ЕС любой может получить доступ к железнодорожной инфраструктуре, оплатив фиксированный тариф», — пояснил Янчура.

Владелец RegioJet отметил, что компания делает ставку на жителей малых городов, а не на население крупных городов с хорошо развитыми аэропортами.

Кроме того, по словам Янчуры, компания работает над возможностью заезда поездов RegioJet, пока следующих лишь до польского Перемышля, на украинскую приграничную станцию «Мостиська-2» и планирует реализовать этот проект до конца 2023 года.

«Для этого необходимо достроить пассажирскую платформу и пешеходный мост. Мы готовы построить это за свой счет»,- сказал владелец компании.

Он также сообщил, что готов покупать в Украине пассажирские ж/д вагоны в большом количестве, но их цена должна быть до $1 млн за штуку.

RegioJet – второй по величине автобусный перевозчик в Европе после Flixbus и крупнейший частный железнодорожный пассажирский перевозчик в Центральной Европе. Компания имеет лицензии на работу в Чехии, Словакии, Германии, Австрии и Польше. В прошлом году RegioJet перевез 11 млн пассажиров.

, , , ,

Дефицит госбюджета Украины возрос до 135,1 млрд грн

Дефицит государственного бюджета Украины в июне 2023 года возрос до 135,1 млрд грн с 88,3 млрд грн в мае и 32,6 млрд грн в апреле, сообщается на сайте Министерства финансов во вторник.

Оно уточнило, что по общему фонду дефицит увеличился до 130,8 млрд грн с 91,6 млрд грн в мае и 65,6 млрд грн в апреле.

Минфин со ссылкой на оперативные данные Госказначейства уточнил, что кассовые расходы госбюджета в июне увеличились незначительно – до 376,4 млрд грн с 364,7 млрд грн в мае и 295,8 млрд грн в апреле.

По общему фонду они даже немного сократились – до 264,7 млрд грн с 277,7 млрд грн в мае, что однако больше 229,7 млрд грн в апреле.

Как указал Минфин, в июне 2023 года поступления в общий фонд госбюджета снизились до 133,7 млрд грн со 184 млрд грн в мае и 162,8 млрд грн в апреле.

При этом грантовая международная помощь, предоставленная США, составила 44,4 млрд грн, примерно, как и в предыдущие два месяца.

В целом за январь-июнь этого года кассовые расходы госбюджета достигли 1 трлн 784,3 млрд грн, в том числе общего фонда – 1 трлн 407,6 млрд грн, или 93,5% росписи против 95% по итогам мая, тогда как доходы госбюджета были равны 1302,2 млрд грн, из которых 269,4 млрд грн составила грантовая международная помощь.

За эти полгода госбюджет был исполнен с дефицитом 476,3 млрд грн, в том числе общий фонд – 532,7 млрд грн против запланированного росписью общего фонда дефицита 931,8 млрд грн.

Как сообщалось, Верховная Рада 21 марта 2023 года увеличила расходы госбюджета-2023 на 487 млрд грн, доходы – на 61 млрд грн, что повлекло за собой рост дефицита на 419 млрд грн.

Теперь доходы госбюджета определены в размере 1 трлн 390,4 млрд грн, в том числе по общему фонду – 1 трлн 233,8 млрд грн, тогда как расходы – соответственно 3 трлн 75,9 млрд грн и 2 трлн 783,4 млрд грн.

Предельный раз мер дефицита госбюджета установлен на уровне 1 трлн 719,7 млрд грн, в том числе общего фонда – 1 трлн 543,9 млрд грн. Предполагается, что он будет профинансирован почти полностью за счет внешних заимствований в размере $42 млрд.

Минфин уточнил, что налог на добавленную стоимость (НДС) с произведенных в Украине товаров в июне принес 17,5 млрд грн по сравнению с 17,3 млрд грн в мае, при этом возмещение НДС увеличилось с 9,9 млрд грн до 10,3 млрд грн.

Импортный НДС добавил бюджету еще 28,7 млрд грн (в мае – 28,5 млрд грн), налог на доходы физических лиц и военный сбор – 15 млрд грн (14,1 млрд грн), рентная плата за пользование недрами – 4,5 млрд грн (4,5 млрд грн); налог на прибыль предприятий – 2,3 млрд грн (28,5 млрд грн). Акцизный налог принес госбюджету еще 8,8 млрд грн (9,5 млрд грн), ввозная и вывозная пошлина – 2,6 млрд грн (2,5 млрд грн).

Уточняется, что налоговая перевыполнила роспись на 1,1%, или на 8,4 млрд грн, тогда как Гостаможслужба – на 6,8%, или 2 млрд грн.

Поступления ЕСВ в Пенсионный фонд и фонды социального страхования в июне 2023 года выросли до 42,6 млрд грн с 38,5 млрд грн в мае, добавил Минфин.

Согласно его данным, фактические государственные заимствования в общий фонд госбюджета в июне 2023 года немного сократились – до 140,2 млрд грн со 142 млрд грн в мае и 193,4 млрд грн в апреле, а суммарно за полгода они составили 879,1 млрд грн, или 82,9% плана.

В том числе от размещения ОВГЗ за шесть месяцев было получено 285,7 млрд грн (за июнь – 45,4 млрд грн), из которых в иностранной валюте — 97,4 млрд грн (17,1 млрд грн), или $1963,8 млн и EUR640,9 млн (в июне – $319,7 млн и EUR136 млн).

Кредитные поступления из внешних источников за полгода составили 593,4 млрд грн, в том числе в июне 94,8 млрд грн (в мае — 73,4 млрд грн). Основной объем обеспечила макрофинансовая помощь ЕС – 357 млрд грн и кредит МВФ – 131,4 млрд грн.

Платежи по погашению госдолга в июне-2023 сократились до 48,3 млрд грн с 55,1 млрд грн в мае, тогда как по обслуживанию – до 33 млрд грн с 45,7 млрд грн.

Минфин подчеркнул, что ролловер по ОВГЗ за пять месяцев был полным: привлеченные по ОВГЗ средства позволили полностью покрыть потребности в выплате по ним.

,

Польша создает экспериментальный КПП для ускорения пропуска грузовиков с Украиной

Польша изучает возможность создания экспериментального контрольно-пропускного пункта, на котором будет ускорено прохождение грузовых автомобилей за счет совместного контроля грузов польскими и украинскими пограничниками, сообщил член правления Польского агентства инвестиций и торговли (ПАИТ) Гжегож Осташ во время конференции, посвященной вопросам развития транспортного сообщения между Украиной и Польшей.

«Польша стала хабом для поставок важных грузов для Украины. Власти могут увеличить пропускную способность пограничных переходов. Мы предложили такое решение — сделать экспериментальный КПП, на котором польские и украинские пограничники совместно проводили бы контроль грузовиков», — цитирует Осташа пресс-служба ПAИТ в релизе, переданном агентству «Интерфакс-Украина» во вторник.

По словам Осташа, сейчас в Украине ведут бизнес 870 польских компаний, и Польша заинтересована в развитии сотрудничества с украинским бизнесом. «Мы собираем предложения и замечания от польского бизнеса относительно того, как можно было бы упростить ведение бизнеса в Украине. Все предложения украинской власти передаст правительственная уполномоченная по вопросам развития польско-украинского сотрудничества Ядвига Емилевич», — сказал Осташ.

Как сообщается в пресс-релизе ПАИТ, агентство создало реестр польских компаний, которые планируют выходить на украинский рынок и участвовать в программах по восстановлению страны — сегодня заинтересованность в сотрудничестве с украинским бизнесом выразили более 2500 предприятий и организаций.

, , ,