Экспорт из Украины древесины и изделий из нее с начала 2025 года составил 1,42 млн тонн и в денежном выражении составил $671,8 млн, что на 6% или 81,7 тыс. тонн и на 13% и $77,9 больше по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, сообщила пресс-служба Государственной таможенной службы (ГТС).
В ведомстве отметили, что наибольшую долю в экспорте занимала продукция из сосны (68,6% общего объема), лесоматериалы из ели (19%) и дуба (6,6%).
В то же время с начала 2025 года таможенные органы выявили нарушения на сумму более 31,4 млн грн. Совместно с Гослесагентством в начале мая 2025 года была раскрыта целая схема незаконного экспорта 2,9 тыс. куб. м лесоматериалов на сумму 13,6 млн грн. Во всех 98 случаях для экспорта лесоматериалов субъекты хозяйствования одного из регионов страны подавали таможенным органам сертификаты о происхождении лесоматериалов, выданные на другие партии товаров. По всем случаям в отношении предпринимателей составлены протоколы о нарушении таможенных правил, рассказали в ГТС.
Для системного устранения предпосылок совершения подобных правонарушений Гостаможслужба совместно с Минэкокомсреда и Гослесагентством готовят предложения по изменению законодательства, которые предусматривают предоставление таможенным органам в автоматическом режиме информации, подаваемой экспортерами для получения сертификатов.
В ГМС добавили, что с начала полномасштабного вторжения на нужды защитников Украины были переданы конфискованные лесоматериалы на сумму 14,2 млн грн.
Еврокомиссия (ЕК) выдвинула во вторник предложение об интеграции Украины в зону роуминга ЕС с января 2026 года.
«Мы хотим, чтобы граждане Украины оставались на связи со своими близкими по всему ЕС, а также в своей родной стране. Вот почему мы предлагаем Украине присоединиться к нашей роуминговой семье. Мы еще раз подтверждаем нашу неизменную приверженность поддержке Украины и ее граждан», — заявила глава ЕК Урсула фон дер Ляйен.
Как сообщается в коммюнике Еврокомиссии, реализация ее предложения позволит украинцам звонить, отправлять текстовые сообщения и использовать свои мобильные данные с украинских телефонных номеров в 27 странах ЕС без дополнительных затрат. Те же преимущества будут распространяться на европейцев, которые могут находиться в Украине.
«Роуминг — это первая отрасль, в которой ЕС распространит режим внутреннего рынка на Украину. На практике это означает, что путешественники из Украины, которые посещают ЕС, и путешественники из ЕС, которые посещают Украину, не будут платить никаких дополнительных сборов за роуминг. Использование всех мобильных услуг, включая звонки, sms-сообщения и данные, будет оплачиваться по внутренним тарифам», — пояснили в Брюсселе.
ЕК направила принятое ею предложение в Совет ЕС для одобрения. Согласно ему, Украина фактически присоединится к зоне ЕС «Роуминг как дома» 1 января 2026 года, сообщили в Еврокомиссии.
Украина ведет подготовку к объявлению конкурса на разработку литиевого месторождения «Добра», которое может стать первым проектом в рамках сотрудничества с США, сообщил руководитель Офиса президента Андрей Ермак.
«Украина ведет подготовку к объявлению конкурса на разработку литиевого месторождения «Добра» в Кировоградской области. Это может стать первым проектом в рамках сотрудничества с США. Рад видеть, что процесс идет и результаты наших встреч в Вашингтоне неделю назад превращаются в конкретные действия», — написал Ермак в телеграм-канале в среду.
Более подробно о перспективах добычи редкоземельных элементов в Украине можно узнать из видео аналитического центра Experts Club — https://www.youtube.com/watch?v=UHeBfpywpQc&t
С начала года украинцы импортировали более 181 тысячи легковых автомобилей, из которых почти 80% — подержанные. Несмотря на значительное количественное преимущество таких транспортных средств, новые автомобили составили почти половину общей стоимости импорта — $1,2 млрд из $2,57 млрд. В то же время, стоимость автомобилей с пробегом составляет $1,37 млрд.
Подержанные автомобили обеспечили поступления в государственный бюджет таможенных платежей на 16 млрд грн, новые — в сумме 10,7 млрд грн.
Тип топлива, который выбирают украинские потребители, отражает как устойчивые предпочтения, так и постепенное изменение тенденций. Так, самыми популярными остаются бензиновые автомобили — их доля составляет почти половину (48,5%) от всех импортированных. На втором месте — электрокары (22,1%), которые не только обошли дизель (20,6%), но и значительно опередили гибриды (8,8%).
Самым динамичным сегментом рынка авто стал электротранспорт. С начала года в Украину завезено более 40 тысяч электромобилей общей стоимостью $810 млн. Для сравнения, бензиновых автомобилей ввезено вдвое больше, но их совокупная стоимость не намного выше — $818 млн.
Если такая динамика сохранится, 2025 год может стать рекордным по количеству ввезенных электрокаров.
Средняя стоимость одного электрического автомобиля, который завозят в Украину, составляет более $20 тысяч, дизельного — почти $13 тысяч, бензинового — более $9 тысяч.
Интересно и то, что электромобили, хотя и относятся к более дорогому сегменту, принесли в бюджет сравнительно скромные 333 млн грн таможенных платежей. Это обусловлено действующими налоговыми льготами на импорт электротранспорта. Для сравнения, налоги при импорте бензиновых автомобилей составили более 13 млрд грн, дизельных — 7,7 млрд грн, а гибридов — 5,5 млрд грн. Всего за пять месяцев таможенные поступления от импорта автомобилей составили 26,7 млрд грн.
С начала 2025 года легковые автомобили ввозились из более чем 50 стран, однако бесспорными лидерами являются:
США — 69 тыс. (38% от общего количества импортированных);
Польша — 22,3 тыс. (12%);
Германия — 20,4 тыс. (11%).
В совокупности из этих стран импортировано почти 111,7 тыс. автомобилей, то есть более 60% от общего количества. США доминируют в сегменте бензиновых автомобилей и электромобилей. Германия и Польша удерживают лидерство в дизеле.
Объем рынка человекоподобных роботов в мире может к 2050 году вырасти до $1,4-1,7 трлн, полагают аналитики UBS. По их оценкам, через 10 лет рынок пополнится 2 млн таких роботов, а к 2050 году их число может достичь 300 млн, что поможет решить проблему нехватки рабочей силы.
Целесообразность использования роботов обусловлена старением населения, недостатком трудовых ресурсов и низким ростом производительности труда в сфере услуг, отмечается в новом докладе UBS.
При этом аналитики банка ожидают, что переломный момент, после которого начнется стремительное распространение антропоморфных роботов, наступит не раньше 2030 года.
«Мы видим некоторые преграды, которые предстоит преодолеть, прежде чем производство начнет набирать обороты, — пишут они. — Они связаны с развитием ИИ, формированием массивов данных, а также регулированием».
В ближайшие 20 лет цены на человекоподобных роботов и стоимость их эксплуатации могут снизиться более чем на 70%, чему будут способствовать рост объемов производства, а также совершенствование цепочек поставок, считают в UBS.
Развитие сектора принесет значительную выгоду компаниям, занимающимся автоматизацией, производителям автомобильных компонентов, полупроводников и аккумуляторных батарей, а также поставщикам редкоземельных металлов.
По оценкам UBS, производство 86 млн человекоподобных роботов в 2050 году обеспечит дополнительные доходы в размере $400 млрд рынку автоматизации и в размере $7 млрд рынку редкоземельных металлов, что превышает показатели 2025 года в четыре раза и вдвое соответственно.
Подробнее о перспективах добычи редкоземельных элементов в Украине (без которых невозможно создание роботов) можно узнать из видео аналитического центра Experts Club —
Сербия вновь оказалась в центре внимания из-за предоставления гражданства российским олигархам. Как стало известно, премьер-министр Джуро Мачут подписал распоряжение о предоставлении сербских паспортов еще двум российским миллиардерам — Вадиму Шевцову и Сергею Кациеву. Это уже не первые представители российского крупного капитала, получившие сербское гражданство в последние годы.
Согласно решению, опубликованному в «Службеном гласнике», паспорт Сербии был предоставлен «в интересах страны». Аналогичная формулировка использовалась и в предыдущих случаях, когда паспорта Сербии получили миллиардеры из России и других стран.
Вадим Швецов — российский бизнесмен с контролирующий акционер группы «Соллерс» (около 58 %). В группу входят:
• Ульяновский автомобильный завод (ООО «УАЗ»). Выпускает полноприводные легковые и коммерческие автомобили под брендом УАЗ.
• Заволжский моторный завод (ПАО «ЗМЗ)». Выпускает бензиновые автомобильные двигатели.
• ООО «Соллерс Форд» (51/49) — совместное предприятие ПАО «Соллерс» (выкупил контролирующую долю в размере 51 % в уставном капитале СП в 2019 году) и глобального концерна Ford в Елабуге. Выпускает семейство автомобилей Ford Transit.
• ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» (50/50) — совместное предприятие с Mazda во Владивостоке. Производит автомобили Mazda CX5, Mazda CX9, Mazda CX30 и Mazda 6, с 2019 года экспортирует двигатели собственного производства на комплектацию автомобилей Mazda в Японию..
Сергей Кациев, по данным открытых источников,владеет пакетами акций: табачного дистрибьютора «Мегаполис»; торговой сети «Дикси»; транспортной компании «СовИнтерТрансСервис»; завода «Турбохолод»; девелоперской компании «Меркурий Девелопмент»; Горевского горно-обогатительного комбината. Кроме того, с 2005 года бизнес-партнёры владели контрольным пакетом акций крупнейшего российского оружейного производителя — Ковровского завода им. Дегтярёва.
Хотя оба официально не находятся под санкциями ЕС или США, их бизнес-интересы не раз вызывали вопросы у аналитиков по поводу соответствия европейским стандартам прозрачности. Что касается деятельности Шевцова и Кациева — пока неясно, ведут ли они бизнес в Сербии или это прежде всего паспорт «на всякий случай» для диверсификации активов и свободного передвижения.
Сербия остается одной из немногих европейских стран, не присоединившихся к антироссийским санкциям после 2022 года. Это делает её привлекательной юрисдикцией для состоятельных россиян, ищущих альтернативные пути ведения бизнеса и перемещения по миру. Получение гражданства в Сербии открывает доступ к более широкому кругу стран и обеспечивает определенную юридическую защиту.
Кроме того, сербское законодательство позволяет президенту или правительству предоставлять гражданство по «особым заслугам» или в интересах страны — достаточно политического решения, без соблюдения стандартной процедуры.
По неофициальным данным, с 2022 года сербские документы получили более десятка граждан России с крупными финансовыми активами. Это вызывает обеспокоенность среди западных партнеров, особенно в контексте борьбы с обходом санкций.