Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

Norfund інвестує EUR8,5 млн у розширення індустріального парку М10 у Львові

Ukraine Investment Fund, созданный под управлением норвежского государственного инвестиционного фонда Norfund, инвестирует около 100 млн норвежских крон (EUR8,5 млн) в расширение индустриального парка М10 во Львове сообщила пресс-служба Dragon Capital.

«Важной частью устойчивости Украины является поддержка работы экономики. Первая инвестиция Инвестиционного фонда для Украины является хорошим примером того, как фонд будет способствовать этому, инвестируя в устойчивый бизнес и инфраструктурные проекты», — отметил министр международного развития Норвегии Осмунд Окруст, слова которого приведены в пресс-релизе.

По словам генерального директора Norfund Теллефа Торлейфссона, инвестиция в М10 позволит создать несколько тысяч рабочих мест.

Инвестиционный фонд для Украины (Ukraine Investment Fund) создан в декабре 2024 года и управляется норвежским инвестиционным фондом Norfund. Фонд намерен поддерживать устойчивый бизнес и создавать рабочие места в Украине с фокусом на рискованные проекты с привлечением частного капитала.

Как сообщалось, первое здание М10 Lviv Industrial Park во Львове, которое реализует компания Dragon Capital в партнерстве с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), получило международный сертификат EDGE.

Индустриальный парк М10 возводится в промышленной зоне микрорайона Рясне-2 во Львове, в 60 км от границы с Польшей. Общая площадь участка — 23,5 га — позволяет построить шесть очередей производственных, складских и офисных зданий в соответствии с международными стандартами устойчивого девелопмента.

ЕБРР является акционером проекта с долей 35%, а общий объем его инвестиций может достичь $24,5 млн.

В сентябре 2023 года Международное агентство по гарантированию инвестиций Мирового банка MIGA предоставило М10 Lviv Industrial Park страхование от военных рисков на 10 лет.

Первая очередь индустриального парка — складской комплекс класса «А» площадью 14,4 тыс. кв. м — завершена и введена в эксплуатацию в феврале 2024 года. Объект полностью арендовала компания «Аврора», одна из ведущих национальных ритейл-сетей.

Dragon Capital — одна из крупнейших групп компаний в Украине, которая с 2000 года работает в сфере инвестиций и финансовых услуг и предоставляет полный спектр инвестиционно-банковских и брокерских услуг, прямых инвестиций, управления активами.

Dragon Capital Property Management — управляющая команда, осуществляющая управление портфелем коммерческой недвижимости компании. Под ее управлением 25 объектов (бизнес-центры, ТРЦ и логистические комплексы) общей площадью 560 тыс. кв. м, что делает компанию одним из крупнейших игроков рынка недвижимости в Украине.

, , ,

Импорт легковых автомобилей из Китая в октябре вырос в 2,6 раза — 3,1 тыс. авто

Украинцы в октябре текущего года приобрели 3,114 тыс. легковых автомобилей, ввезенных из Китая, что в 2,6 раза больше, чем за тот же месяц прошлого года, сообщает «УкрАвтопром» в Telegram-канале.

Отмечается, что в основном приобретенные легковые автомобили из Китая были новыми — 2,512 тыс. ед., что в 2,6 раза больше, чем в прошлом году. Спрос на подержанные автомобили также вырос более чем в 2,6 раза — их ввезено 602 ед.

Абсолютное большинство легковых автомобилей из КНР были электромобилями – 92%.

Самые популярные модели новых легковых автомобилей китайского происхождения — Volkswagen ID.UNYX — 441 шт.; BYD Song Plus — 391 шт.; BYD Leopard 3 — 261 шт.; Zeekr 7X — 169 шт.; BYD Sea Lion 07 — 150 шт.

Чаще всего среди подержанных покупали Zeekr 001 — 57 шт.; BYD Sea Lion 07 — 45 шт.; Volkswagen ID.UNYX — 36 шт.; Zeekr 7X — 33 шт. и Audi Q4 — 30 шт.

Как сообщалось, в январе-октябре текущего года Китай вошел в тройку стран-лидеров, из которых Украина импортировала легковые автомобили после Германии и США с долей 13,8% всего импорта или $663 млн, тогда как в тот же период 2024 года в тройку не входил.

За весь 2024 год украинцы приобрели около 14,4 тыс. ввезенных из Китая автомобилей — на 18% больше, чем в 2023 году. Спрос на новые автомобили вырос на 37% — до 11 тыс. ед., а на подержанные сократился на 20% — до 3,3 тыс.

Кроме того, по сообщению «УкрАвтопрома», в октябре 2025 года украинцы приобрели более 5,8 тыс. подержанных легковых автомобилей, ввезенных из США – в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период 2024 года.

Наибольшая доля из этого количества (49%) – электромобили, тогда как доля бензиновых составила 36%, гибридных – 8%, дизельных – 4%, авто с ГБО – 3%.

Средний возраст «американцев» с пробегом, пополнивших украинский автопарк в октябре – 5,2 года.

В пятерку самых востребованных подержанных авто, произведенных в США, попали Tesla Model Y – 900 шт.; Tesla Model 3 – 841 шт.; Ford Escape – 408 шт.; Nissan Rogue – 273 шт.; Tesla Model S – 270 шт.

, ,

Украинские застройщики отмечают устойчивый рост спроса на жилье с индивидуальным отоплением

Установка систем индивидуального и автономного отопления в жилых проектах может увеличить себестоимость строительства, однако спрос на такую опцию со стороны покупателей постепенно растет, отметили опрошенные агентством «Интерфакс-Украина» украинские застройщики.
«Вопрос отопления является одним из ключевых для покупателей — они очень внимательно изучают этот аспект еще на этапе первичных консультаций. Потенциальных жителей интересуют не только технические характеристики системы, но и стабильность, автономность и стоимость эксплуатации», — сообщила пресс-служба компании Alliance Novobud.
Как отметил девелопер, формат отопления выбирается индивидуально для каждого проекта с учетом локации, технических возможностей, масштабов комплекса и потребностей будущих жителей. Так, проекты Alliance Novobud предусматривают как собственные котельные, так и централизованное отопление.
Целесообразность того или иного формата отопления определяется на этапе проектирования. Впрочем, при необходимости, возможна и корректировка технических решений на этапе реализации для оптимизации затрат и повышения эффективности без существенного влияния на общую стоимость проекта, пояснили в Alliance Novobud.
Компания PGD в ранее спроектированном комплексе установила генераторы уже на этапе реализации. В новых проектах девелопер интегрирует автономность в концепцию и предусматривает собственные котельные и солнечные электростанции.
«Для нас принципиально, чтобы эти вопросы не оставались на плечах жителей. Все решения мы просчитываем и реализовываем централизованно, на уровне девелопера. Люди хотят быть уверены, что в квартире будет тепло, будет работать лифт, откроются ворота на паркинге, а система доступа не остановится из-за отключения электроэнергии», — отметили в пресс-службе девелопера.
По мнению PGD, такой подход несколько повышает стоимость реализации проекта, однако уменьшает расходы на эксплуатацию в будущем.
По данным строительной группы «Синергия», стоимость отопления от собственной газовой котельной примерно на треть ниже, чем от централизованной городской системы. Кроме того, ирпенский проект застройщика оборудован индивидуальными котлами в каждой квартире.
«Вопрос тепла в квартирах очень актуален, было много запросов именно на индивидуальное отопление, а также на теплый пол. Для жителей важна независимость от городских ремонтов и сезонных отключений горячей воды, официального начала отопительного сезона», — пояснил застройщик.
Важной составляющей системы отопления являются также и собственные генераторы, которые обеспечивают работу котельной и инженерных систем дома в случае отключений.
«Люди предпочитают автономность и энергонезависимость. Именно поэтому генератор, индивидуальное отопление, энергоэффективность квартир, отсутствие лишних теплопотерь, бесперебойное водоснабжение — реальные преимущества. После первого блэкаута зимой 2022 года эти вопросы как никогда актуальны для посетителей отдела продаж», — отметили в компании Greenville.
По мнению экспертов компании, централизованная система отопления имеет ряд недостатков, среди которых высокая стоимость подключения, высокий уровень изношенности сетей, значительные теплопотери при транспортировке энергоносителей. Поэтому для своих проектов в Киеве застройщик выбрал устройство крышных газовых котельных и индивидуального теплового пункта.
Среди преимуществ в Greenville назвали техническую гибкость котельных, экологическую целесообразность, экономическую эффективность и окупаемость системы. Кроме того, высокий КПД индивидуальных котельных, автоматическое регулирование и погодозависимое управление оптимизируют потребление энергии.
«Срок окупаемости индивидуальной крышной котельной обычно составляет три-пять лет за счет экономии на тарифах и потерь тепла. Еще одно преимущество — техническая гибкость. Система легко адаптируется под различные режимы нагрузки (отопление, горячее водоснабжение, летний период). И, наконец, речь об экологической целесообразности. Современные газовые котлы имеют низкие выбросы оксидов азота и CO», — пояснили в компании.
Как отметил исполнительный директор девелопера «Риэл» Игорь Ференц, крышные котельные и индивидуальные котлы также являются необходимым решением в старинных районах Львова, которые не обеспечены централизованным теплоснабжением.
В Киеве же выбор системы отопления для проекта диктуется рядом факторов: локацией, имеющейся инфраструктурой и технико-экономической целесообразностью, отметил руководитель проекта столичного ЖК бизнес-класса Maxima Residence Артем Себба.
«Мы анализируем наличие рядом тепловых или газовых сетей, сравниваем стоимость реализации различных решений и учитываем дальнейшие расходы на эксплуатацию. В новых проектах ориентируемся на решения, позволяющие уменьшить зависимость от внешних поставщиков и обеспечить более стабильную работу системы», — рассказал эксперт.
По его словам, дополнительные автономные решения на случай отключений тепла или электроэнергии рассматриваются для каждого проекта отдельно, ведь они влияют на себестоимость строительства и дальнейшую эксплуатацию.
Девелоперская компания Enso после проведения технико-экономического анализа выбрала для своих проектов вариант с централизованным теплоснабжением. Как пояснили в компании, целесообразность выбранных типов систем отопления определяется путем сравнения стоимости подключения, капитальных затрат на строительство и прогнозируемых расходов жителей на эксплуатацию
Корректировка проектов на этапе реализации может потребовать дополнительных ресурсов и времени, учитывая дополнительные согласования и пересмотр проектной документации, отметил девелопер. Зато в проектах предусматривается возможность установки резервного или альтернативного оборудования.
«Такое решение не повлияло на общую стоимость реализации проекта, а эксплуатационные расходы жителей остаются на уровне среднерыночных показателей для жилых комплексов с централизованным отоплением», — пояснил застройщик.

,

В Украине наблюдается стремительный рост спроса на китайские автомобили

Украинцы в октябре текущего года приобрели 3,114 тыс. легковых авто, ввезенных из Китая, что в 2,6 раза больше, чем за тот же месяц прошлого года, сообщает «УкрАвтопром» в телеграм-канале. Отмечается, в основном приобретенные легковые авто из Китая были новыми — 2,512 тыс. ед., что в 2,6 раза больше, чем в прошлом году. Спрос на подержанные авто также вырос более чем в 2,6 раза — их ввезено 602 ед.

Абсолютное большинство легковушек из КНР были электромобили — 92%.

Самые популярные модели новых легковушек китайского происхождения — Volkswagen ID.UNYX — 441 ед.; BYD Song Plus — 391 ед.; BYD Leopard 3 — 261 ед.; Zeekr 7X — 169 ед.; BYD Sea Lion 07 — 150 ед.

Чаще всего среди подержанных покупали Zeekr 001 — 57 ед.; BYD Sea Lion 07 — 45 ед.; Volkswagen ID.UNYX — 36 ед.; Zeekr 7X — 33 ед. и Audi Q4 — 30 ед.

Как сообщалось, в январе-октябре текущего года Китай вошел в тройку стран-лидеров, из которых Украина импортировала легковые авто после Германии и США с долей 13,8% всего импорта или $663 млн, тогда как за этот же период 2024 года в тройку не входил.

За весь 2024 год украинцы приобрели около 14,4 тыс. ввезенных из Китая авто — на 18% больше, чем в 2023 году. Спрос на новые авто вырос на 37% — до 11 тыс. ед., а на подержанные сократился на 20% — до 3,3 тыс.

Кроме того, по сообщению «УкрАвтопрома», в октябре-2025 украинцы приобрели более 5,8 тыс. подержанных легковушек, ввезенных из США — в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период 2024 года.

Наибольшая доля из этого количества (49%) — электромобили, тогда как доля бензиновых составила 36%, гибридных — 8%, дизельных — 4%, авто с ГБО — 3%.

Средний возраст «американцев» с пробегом, пополнивших украинский автопарк в октябре — 5,2 года.

В пятерку наиболее востребованных подержанных авто, изготовленных в США попали Tesla Model Y — 900 ед.; Tesla Model 3 — 841 ед.; Ford Escape — 408 ед.; Nissan Rogue — 273 ед.; Tesla Model S — 270 ед.

 

,

Более 30% сети «Киевстар» без питания

Уровень отключений сейчас один из самых больших с лета 2024 года, в результате более 30% сети крупнейшего мобильного оператора связи «Киевстар» без питания, заявляет CEO компании Александр Комаров и советует пользователям фиксированного интернета позаботиться о резервном питании роутеров, чтобы все дольше могли оставаться со связью.

«Сегодня очень тяжелый день. Один из самых тяжелых с лета 2024 года. На 9 утра более 30 процентов сети без питания, почти равномерно по всей стране. 5 региональных технологических центров на генераторах», — написал Комаров в Фейсбуке утром в четверг.

По его словам, в целом сеть, в очень большой части в течение суток, работает на АКБ и генераторах. «К сожалению, около 4% сайтов потеряли работоспособность», — констатировал CEO.

Он напомнил, что готовясь к длительным блэкаутам, компания еще до начала осени зарезервировала 99% сети «Домашнего интернета» до 12 часов автономной работы, для чего установила более 80 тысяч современных LiFePO4-аккумуляторов и инвестировала в это почти 300 млн грн в 2024-2025 годах.

«Таким образом, когда нет света, фиксированная сеть остается работоспособной. Но для того, чтобы пользоваться интернетом как можно дольше, абонентам стоит сделать свою часть «бэкапа» — подключить свои роутеры к резервному питанию. Достаточно павербанка, бесперебойника (ИБП) или зарядной станции», — пояснил Комаров.

В то же время, по его данным, по состоянию на середину ноября о резервном питании для роутеров позаботились лишь 15-20% абонентов «Домашнего интернета», а во время недавнего полного блэкаута в Полтавской области клиентский резерв был на уровне всего 2%.

«А дальше все взаимосвязано: пользователи переходят на мобильный интернет, растет нагрузка на базовые станции, время их автономной работы сокращается, качество мобильной связи и скорость передачи данных ухудшаются», — описал текущую ситуацию глава крупнейшего мобильного оператора.

Он призвал клиентов сделать свою часть работы для того, чтобы обеспечить резервные решения для сети, чтобы страна оставалась на связи.

Как отмечалось, после атаки 8 ноября и последующих «Укрэнерго» ежедневно вводит ограничения до 4 очередей, что во многих регионах означает отсутствие электроснабжения более 12 часов в сутки.

«Киевстар» в третьем квартале 2025 года обслуживал 22,5 млн мобильных абонентов — это на 3,6% меньше, чем годом ранее, но количество клиентов 4G выросло на 2,4% — до 15 млн. Кроме того, у него было более 1,1 млн абонентов «Домашнего интернета». В начале сентября Комаров сообщил, что у компании более 16 тыс. телеком-сайтов.

,

Потери госбюджета Украины от тенизации рынка кофе достигают 1 млрд грн

Глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев привлек внимание Бюро экономической безопасности (БЭБ) и Государственной налоговой службы (ГНС) к сектору оборота кофе, который превратился в один из самых проблемных в части уплаты налогов, потери государства достигают миллиарда грн.

«Все мы любим начать утро с кофе. Но то, что для нас — привычка, для государства давно стало отраслью со значительными потерями. Проблемы начинаются еще на этапе таможенного оформления: ежегодно каждая третья тонна кофе завозится контрабандой — под видом цикория или вообще без декларирования. Лидеры по растаможке — Киевская и Львовская таможни», — написал он в телеграм-канале.

По его словам, на таможне проблемы не заканчиваются: в схемах продажи нелегального кофе за наличные деньги задействованы и рынки, и крупные сети ритейла, поделенные на ФЛП, — потери достигают более миллиарда грн.

Народный депутат сообщил, что за девять месяцев 2025 года отрасль демонстрирует неутешительные показатели, а именно: уровень уплаты НДС хотя и вырос до 1,45% (+0,28 п.п. к 2024 году), но все еще ниже на 0,46 п.п. по сравнению с 2023 годом, а налог на прибыль упал до 0,85% (-0,09 п.п. к 2024 году).

Главный риск сектора, считает Гетманцев, — уровень оплаты труда, где 89% плательщиков платят ниже рыночной среднюю зарплату — 12,9 тыс. грн, тогда как, по данным work.ua, рыночная составляет 22 тыс. грн. При этом у более чем 18% предприятий средняя зарплата ниже минимальной, что является свидетельством использования схем уклонения от налогообложения.

«Очевидно, что значительная часть отрасли — в тени. Вопрос к налоговикам: в чем дело, что с налоговым контролем, где РРО/ПРРО», — отметил глава парламентского комитета и призвал БЭБ и ГНС принять безотлагательные меры по детенизации отрасли кофе.

,