Национальный банк Украины (НБУ) фиксирует случаи безлицензионной деятельности на рынке небанковских финансовых услуг, в частности обмена криптовалют на валюту, перевода средств и предоставления кредитов и усилит за этим свой надзор.
«Мы системно работаем, чтобы ограничить любые возможности использования банковской и платежной инфраструктуры для обслуживания теневого сектора экономики(…) В дальнейшем будем интенсифицировать деятельность», — заявил глава НБУ Андрей Пышный на своей фейсбук-странице.
Он подчеркнул, что детенизация будет способствовать формированию устойчивого инвестиционного ресурса для экономики, а также сообщил о запуске нового направления работы НБУ — выявление безлицензионной деятельности на рынке небанковских финансовых услуг и платежном рынке.
«К сожалению, видим, что вне правового поля Украины и соответствующего надзора НБУ гражданам предлагаются услуги, которые имеют признаки финансовых: перевод и выдача средств, предоставление кредитов, обмен крипты на валюту», — написал Пышный.
Глава НБУ отметил, что цель — не только выявить неавторизованных участников рынка, но и вернуть их в правовое поле или инициировать привлечение к ответственности.
Как сообщалось, Нацбанк продолжает исследовать работу компаний, которые могут предоставлять финансовые услуги без соответствующих лицензий, это «Обмен24», «X-Change», «Либерти-Финанс» («КИТ GROUP»), «Tsarsky.io», «FinMobile» и «Trustee Plus».
Инвестиционная группа «Универ» благодаря созданию маркетплейса с ОВГЗ и еще более чем 30 инструментами, а также просветительским и рекламным усилиям ежемесячно открывает около тысячи новых счетов в ценных бумагах клиентам, сообщил основатель и президент группы Тарас Козак.
«Я думаю, что благодаря всем нашим усилиям, просветительским и рекламным, мы сейчас лидер по количеству открываемых счетов: где-то примерно тысячу новых счетов в месяц», — сказал он в интервью агентству «Интерфакс-Украина«.
По словам Козака, сейчас у компании порядка 20 тысяч клиентов.
Согласно отчетности Расчетного центра по обслуживанию договоров на финансовых рынках (РЦ), на 1 августа было зарегистрировано 211,16 тыс. уникальных инвесторов, с начала этого года их количество выросло на 13,37 тыс.
«Объем денег я точно не скажу, но это много миллиардов гривен, которые инвестированы в разного рода финансовые инструменты», — добавил инвестбанкир.
Он уточнил, что крупнейшим партнером пока выступает NovaPay, который ввел альтернативу депозитам через репо-операции с собственными облигациями, администратором которых выступает «Универ».
В то же время, как считает Козак, инвестгруппа кроме NovaPay предлагает своим клиентам через собственное приложение крупнейший в Украине выбор ценных бумаг: кроме 10 серий ОВГЗ еще более 30 инструментов.
«Мы делаем маркетплейс, чтобы в одном месте украинец мог купить и ОВГЗ, и фонды, и какие-то корпоративные облигации, и какие-то иностранные ценные бумаги, которые еще до войны были заведены в Украину. Когда наши клиенты хотят продать, мы выставляем их в кабинет, и другие наши клиенты их покупают», — пояснил президент «Универа».
Он подчеркнул, что инвестгруппа допускает в кабинет только те инструменты, в которые готова инвестировать какую-то часть своих портфелей.
По его словам, «Универ» предлагает инвесторам покупать ценные бумаги как собственных фондов («Михаил Грушевский», «Тарас Шевченко» — инвестируют в Украину; «Ярослав Мудрый» и «Атаман» — до войны инвестировали соответственно в индексы S&P500 и Nasdaq, но сейчас их инвестиции ограничены), так и фондов недвижимости и земельных фондов.
В качестве примеров фондов недвижимости он привел фонды «Инжура» Андрея Журжия и два фонда Standard One, которые покупают апартаменты в больших доходных домах, строящихся возле ВДНХ (S1 ВДНХ) и на Оболони (S1 Obolon). Козак уточнил, что в то же время инвестгруппа принципиально не занимается фондами финансирования строительства.
«Третий тип фондов — это земельные: «Твоє коло», «Грунтовно», «Первый украинский аграрный фонд» — они покупают на баланс землю, а потом сдают ее в аренду. У фондов есть какие-то дивиденды за счет платы за аренду, но большой интерес клиента — это за небольшой чек на 100-200 тыс. грн купить кусочек земли», — описал земельные фонды инвестбанкир.
Он напомнил, что собственные фонды «Универ» являются открытыми, тогда как фонды недвижимости и земельные — квалификационными с требованиями к минимальному взносу 122 тыс. грн.
Козак отметил, что инвестгруппа пока не планирует создание собственных фондов недвижимости и земельных, а сосредоточена только на управлении собственными фондами, которые инвестируют в ценные бумаги. В то же время, указал он, добавить в маркетплейсы и фонды ценных бумаг от конкурентов для расширения предложения.
По его мнению, выгода клиента в удобстве иметь в одном месте всю отчетность и все финансовые инструменты, чтобы эффективно ими управлять и перебрасывать деньги из актива в актив.
Среди других направлений деятельности «Универа» Козак выделил регистрацию или помощь в создании новых финансовых инструментов: облигаций, фондов и еще ряда инструментов.
«В случае с облигациями, мы, наверное, сейчас самый крупный андеррайтер», — утверждает глава компании. В качестве примера он привел выпуск облигаций с покрытием Novus на 400 млн грн, облигаций финтех-компании Activitis на 300 млн грн.
Кроме того, компания по управлению активами «Универ Менеджмент», которая входит в группу, предлагает управление венчурными фондами для сторонних бизнесов, которые структурированы таким образом, сообщил Козак.
«В моменты, когда рынка нет, а такие моменты очень часто бывают у нас, к сожалению — и 2014 год, и 2020, и 2022 — это позволяет выживать», — отметил он.
Продажи новых легковых автомобилей в Украине в июле выросли на 11% по сравнению с тем же месяцем прошлого года – до 6,7 тыс. шт., что также на 8% больше, чем в июне-2025, сообщает Auto-Consulting.
Аналитики отмечают, что продажи в июле могли быть еще больше, но этому помешали сложности, возникшие с регистрацией авто в последние дни месяца.
«Но и несмотря на эти препятствия итоги июля были очень обнадеживающими, потому что авторынок за семь месяцев уже вышел в плюс и был зафиксирован рост +0,84%», — говорится в сообщении.
Среди брендов Auto-Consulting отмечает интересные изменения. Первое место удержала Toyota, продажи которой выросли на 3,5% по сравнению с июнем текущего года – до 918 единиц.
«Впервые в истории на второе место на украинском рынке вышел BYD, который опередил трех конкурентов и потеснил с этого места VW. Предпочтение BYD отдали 11% украинских потребителей — это рекорд среди китайских авто, а модель BYD Song вышла тоже на второе место среди самых популярных», — сообщает Auto-Consulting.
Аналитики отмечают, что такого бешеного натиска BYD не выдержали ни Skoda, ни Renault, а главное, три шага назад сделал Volkswagen, высокие показатели которого тоже держатся благодаря поставкам электромобилей из Китая.
Они также отмечают рост популярности Honda, которая вышла на шестую строчку по сравнению с восьмой в июне с приростом продаж на 21,4% — до 323 ед.
«Немного улучшили свои позиции BMW, Audi (8 и 9 место), а еще один феномен этого года Zeekr немного сдал позиции, хотя и остался в Топ-10 украинского авторынка», — говорится в сообщении.
Вместе с тем, аналитики выражают удивление падением позиций Mercedes-Benz, который в июле, как и в июне, занял только 16-е место в рейтинге
«Mercedes-Benz уже не только не возглавляет рейтинг премиальных автомобилей на украинском рынке, но даже не входит в тройку лидеров премиального сегмента (BMW, Audi, Lexus)», — отмечают аналитики.
Auto-Consulting считает, что замеченные на авторынке тренды в расположении брендов будут держаться до окончания льгот на электромобили, «а дальше уже наступит время других сил».
В свою очередь, ассоциация «Укравтопром» сообщила в телеграм-канале, что в прошлом месяце украинцы приобрели более 6,4 тыс. новых легковых автомобилей – на 1% больше, чем в июле прошлого года и на 7% больше, чем в июне текущего.
По данным ассоциации, марка-лидер Toyota сократила продажи на 20% к июлю-2024 – до 820 шт., тогда как BYD стремительно приближается к ней, улучшив прошлогодний результат в 3,2 раза – до 744 шт. и взлетев на вторую строчку рейтинга с девятой в прошлом году.
В десятку также вошли Renault — 654 ед. (+11%); Skoda — 559 ед. (+48%); Volkswagen — 491 ед. (+47%); Honda — 319 ед. (+9%); Hyundai — 298 ед. (+32%); BMW — 263 ед. (-58%); Audi — 253 ед. (+20%); и Zeekr — 191 ед. (+125%).
«Всего с начала года в стране было зарегистрировано около 39,3 тыс. новых легковых автомобилей, что лишь на 0,1% больше, чем в прошлом году», — сообщает «Укравтопром».
Как сообщалось, по данным AUTO-Consulting, в 2024 году продажи новых легковых автомобилей в Украине выросли на 9,8% по сравнению с 2023 годом – до 71,3 тыс. шт., а по данным «Укравтопрома» первичные регистрации выросли на 14% – до 69,6 тыс. шт.
Представители туристической сферы за январь-июнь 2025 года уплатили в государственный бюджет 1 млрд 613 млн грн налогов, что на 29% больше, чем за аналогичный период 2024 года, сообщили в пресс-службе Государственного агентства развития туризма Украины.
По словам главы ГАРТ Натальи Табаки, кроме инфляционных факторов, рост объясняется оживлением внутреннего туризма. В частности, растет и количество плательщиков: по состоянию на первое полугодие 2025 года, количество зарегистрированных субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере туризма, составляет более 14,5 тыс., что на 5% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Среди лидеров-налогоплательщиков остаются гостиницы, они предоставили 71% от общей суммы всех поступлений, 1 млрд 144 млн грн. Для сравнения, в 2024 году эта сумма составляла 809 млн грн, в 2023 году – 570 млн грн, в довоенном 2021 году – 665 млн грн.
Туристические операторы за первое полугодие этого года уплатили почти 195 млн грн (за первое полугодие 2024 года – 165 млн грн, 2023 года – 88 млн грн.
От туристических агентств в первом полугодии поступило 153 млн грн, что на 49% больше, чем за аналогичный период 2024 года.
Базы отдыха и детские лагеря уплатили более 92 млн грн, на 18% больше, чем в прошлом году.
Что касается туристического сбора, то местные бюджеты за первое полугодие 2025 года получили более 142,5 млн грн, что на 34% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Количество плательщиков туристического сбора также увеличилось: с 4945 во II квартале 2024 года до 5717 во II квартале 2025 года.
В ТОП-5 по сумме поступлений от туристического сбора входят Киев (33,6 млн грн), Львовская область (26,5 млн грн), Ивано-Франковская область (более 22 млн грн), Закарпатская область (почти 12 млн грн) и Киевская область – (7,5 млн грн).
Лидер экспресс-отправлений в Украине компания «Новая почта» во втором квартале 2025 года увеличила неконсолидированную чистую прибыль на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года – до 905,45 млн грн.
Согласно отчетности компании на ее сайте и в системе раскрытия информации НКЦБФР, выручка во втором квартале выросла на 22,9% – до 12 млрд 712,14 млн грн.
В целом за первое полугодие этого года чистая прибыль «Новой почты» уменьшилась на 19,6% – до 1 млрд 195,74 млн грн, тогда как выручка выросла на 22,1% – до 24 млрд 571,27 млн грн.
Отмечается, что валовая прибыль за первое полугодие увеличилась на 30,8% – до 5 млрд 55,3 млн грн, тогда как операционная – на 45,6%, до 2 млрд 443,82 млн грн.
Меньшая чистая прибыль связана с тем, что за январь-июнь прошлого года «Новая почта» получила 1 млрд 340,82 млн грн прочих финансовых доходов, тогда как за аналогичный период этого года – 341,15 млн грн, но одновременно увеличила уплату налога на прибыль до 227,01 млн грн с 83,43 млн грн.
В отчете также говорится, что компания в конце мая решила выпустить новый четырехлетний выпуск облигаций серии «H» на 1 млрд грн с номинальной ставкой доходности 16% в первый год и UIRD+3 процентных пункта в последующие три года.
На середину этого года «Новая почта» имела обязательства по трем выпускам облигаций серий «E», «F» и «G» на 995,82 млн грн с погашением 30 июля этого года, 998,45 млн грн с погашением 1 июня следующего года и 999,38 млн грн с погашением 2 мая 2027 года.
Банковские обязательства компании на середину этого года сократились до 6 млрд 388,72 млн грн с 6 млрд 635,01 млн грн кварталом ранее.
Основным видом деятельности «Новой почты» является экспресс-доставка документов, посылок и паллетированных крупногабаритных грузов. Компания является лидером экспресс-доставки по Украине.
Ее конечными бенефициарными владельцами являются Владимир Поперешнюк и Вячеслав Климов.
ЧАО „Запорожкокс“, одно из крупнейших в Украине предприятий по производству коксохимической продукции, входящее в группу «Метинвест», в январе-июле текущего года повысило производство доменного кокса на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 512,9 тыс. тонн с 509,6 тыс. тонн.
По данным компании, в июле произведено 78,9 тыс. тонн кокса, тогда как в предыдущем месяце — 76,3 тыс. тонн.
Как сообщалось, «Запорожкокс» в 2024 году увеличил производство доменного кокса на 2,1% по сравнению с 2023 годом — до 874,7 тыс. тонн с 856,8 тыс. тонн.
«Запорожкокс» в 2023 году увеличил выпуск доменного кокса на 16% по сравнению с 2022 годом — до 856,8 тыс. тонн с 737,4 тыс. тонн.
«Запорожкокс» обладает полным технологическим циклом переработки коксохимических продуктов.
«Метинвест» является вертикально интегрированной горнодобывающей группой компаний. Его основные акционеры — группа СКМ (71,24%) и «Смарт-холдинг» (23,76%). ООО «Метинвест Холдинг» — управляющая компания группы «Метинвест».