Железнодорожные пассажирские перевозки в Украине, монополистом которых сегодня является «Укрзализныця», нуждаются во введении механизма Public Service Obligations (PSO, ПСО) – прогнозируемой компенсации льготных перевозок, считает первая заместительница председателя парламентского комитета по вопросам транспорта и инфраструктуры Юлия Сирко (фракция «Голос»).
«Пассажирка имеет очень много льготных пассажиров, которые платят либо 0, либо 50%, например, как УБД и так далее. У нас есть целый ряд льготников, которые пользуются транспортом, включая железнодорожный, и это, де-факто, не компенсируется государством и не компенсируется местными органами власти«, — сказала она на экспертной дискуссии Центра транспортных стратегий »Тарифы на железнодорожные грузовые перевозки в 2025-2026гг» в среду.
По ее словам, без внедрения комплексом законов ПСО «Укрзализныця» будет вынуждена постоянно обращаться к правительству и Верховной Раде за финансированием убыточных пассажирских перевозок.
Сирко добавила, что ПСО позволят сделать эту сферу прозрачной и напомнила, что Украина обязалась имплементировать эти нормы в рамках программы Ukraine Facility.
«К сожалению, пассажирские перевозки и так продолжают быть убыточными. Это требует от „Укрзализныци“ оптимизации всех процессов, оптимизации своей операционной деятельности, понимания капитальных вложений на 3-5 лет и понимания убыточности на 3-5 лет», — отметила также первая заместительница председателя профильного парламентского комитета.
Как сообщалось, операционный убыток «Укрзализныци» от междугородных и международных пассажирских перевозок за прошлый год составил 8,81 млрд грн при доходе 10,67 млрд грн, тогда как от пригородных – 9,31 млрд грн при доходе 0,52 млрд грн.
Верховная Рада недавно внесла изменения в государственный бюджет на 2025 год и направила «Укрзализныци» 8 млрд грн налога на прибыль банков, которые должны были пойти в бюджет Киева. В мае этого года «Укрзализныця» также получила из бюджета 4,3 млрд грн на поддержку пассажирских перевозок в условиях войны.
Почти 690 млн туристов совершили международные поездки в первом полугодии 2025 года, это почти на 5%, или 33 млн больше, чем год назад, сообщает Всемирная организация туризма при ООН — UN Tourism.
«Количество международных турпоездок за шесть месяцев 2025 года выросло на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составило почти 690 млн. Это примерно на 4% больше, чем за аналогичный период до пандемии», — говорится в сообщении.
По данным UN Tourism, самые высокие темпы роста турпоездок в первом полугодии были зафиксированы в Африке — плюс 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В странах Северной Африки и к югу от Сахары прирост составил плюс 14% и 11% соответственно.
Европа за шесть месяцев приняла около 340 млн туристов, это на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года и на 7% больше, чем в допандемийном 2019 году. Основные направления для путешествий в Европе — Франция и Испания увеличились на 5%. В Центральной и Восточной Европе темпы еще выше — плюс 9% по сравнению с первым полугодием 2024 года, в то же время въездные турпотоки на 11% ниже, чем до пандемии.
Количество п в Северной и Южной Америке выросло на 3%, в то же время результаты по отдельным регионам были неравномерными. Так, страны Южной Америки фиксируют рост туристических прибытий на 14%, в Центральной Америке — плюс 2%, тогда как в Северной Америке прироста не было из-за спада турпоездок в США и Канаде. В Карибском регионе также наблюдалось падение показателей, отчасти из-за снижения спроса со стороны основного туррынка — США.
На Ближнем Востоке количество турпоездок снизилось на 4% в первом полугодии, в то же время по сравнению с 2019 годом прирост составил 29%. Как отметили в UN Tourism, это самые высокие показатели темпа роста среди всех макрорегионов.
Количество прибытий в Азиатско-Тихоокеанский регион за этот период выросло на 11%, это 92% от допандемического уровня. Северо-Восточная Азия продемонстрировала самые высокие показатели среди субрегионов мира: в первом полугодии рост турпотока сюда составил 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Как уточнили в UN Tourism, среди крупных туристических направлений наибольший прирост турпоездок зафиксирован в Японии и Вьетнаме (плюс 21%), Марокко (плюс 19%), Южной Корее (плюс 15%), Малайзии и Индонезии (плюс 9%), а также Гонконге, Мексике и Нидерландах (плюс 7%).
Львовский завод «Электронмаш» представил новую модель электробуса Электрон Е181. Главная особенность модели — компактная длина 10,2 метра. Электробус вмещает 90 пассажиров и имеет 30 посадочных мест. В частности, 1 место для пассажира на коляске.
Одного заряда батареи хватает на 300-350 километров. Зарядка батареи — до 5 часов. Электробус может работать в режиме рекуперации, то есть при торможении происходит частичное возвращение электроэнергии в аккумуляторные батареи.
Об этом сообщил заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам экономического развития, координатор политики «Сделано в Украине» в Парламенте Дмитрий Кисилевский.
Концерн «Электрон» реализовал этот проект, опираясь на инструменты политики «Сделано в Украине». В частности, на городской транспорт распространяются требования локализации при публичных закупках. Также новый электробус уже включен в реестр техники, при приобретении которой покупателю 15% стоимости компенсируется государством.
Уровень локализации новой модели — более 40%. Поставщиками узлов и запчастей для электробуса Электрон Е181 являются более 250 украинских предприятий, расположенных во всех регионах страны. Производство такой машины обеспечивает тысячи рабочих мест по всей цепочке поставок.
«Приобретая украинскую технику, заказчики не только получают современную и качественную продукцию, но и будут иметь надлежащее сервисное обслуживание и возможность адаптации конкретной машины под пожелания заказчика. До 40% потраченных на украинские товары средств возвращается налогами в бюджеты разных уровней, финансируя и общины, и Вооруженные силы. Поэтому пополнить пассажирский парк именно украинскими, а не иностранными транспортными средствами — это комфорт и безопасность пассажиров, уверенность в обслуживании и возврат части средств в виде налогов в бюджет», — отметил Дмитрий Кисилевский.
Политика развития украинских производителей «Сделано в Украине» была провозглашена Президентом Владимиром Зеленским в феврале 2024 года. Она направлена на поддержку производства, промышленных инвестиций и экспорта.
Законодательство о локализации при публичных закупках вступило в силу в июле 2022 года. В 2025 году оно предусматривает требование наличия украинской составляющей на уровне не менее 25% в отдельных видах продукции, закупаемой органами власти, государственными компаниями и общинами. В 2028 году уровень локализации при публичных закупках составит 40%.
В центральной части Киева будут действовать временные ограничения дорожного движения в четверг, 11 сентября, в связи с проведением охранных мероприятий с участием иностранных делегаций, сообщил первый заместитель начальника Департамента патрульной полиции Алексей Билошицкий в Телеграме.
«Просим отнестись с пониманием и учесть при планировании вашего дня», — написал он.
Источник: https://interfax.com.ua/
Украина в январе-августе 2025 года увеличила импорт алюминия и изделий из него на 17,6% – до $344,293 млн (в августе – $44,034 млн).
Экспорт алюминия вырос на 19,2%, до $98,922 млн (в августе – $13,215 млн).
Алюминий широко применяется в качестве конструкционного материала. Основные преимущества алюминия – легкость, податливость штамповке, коррозионная стойкость, высокая теплопроводность, нетоксичность его соединений.
В частности, эти свойства сделали алюминий чрезвычайно популярным в производстве кухонной посуды, алюминиевой фольги в пищевой промышленности и для упаковки. Первые три свойства сделали алюминий основным сырьем в авиационной и авиакосмической промышленности (в последнее время его вытесняют композитные материалы, прежде всего углеволокно). После строительства и производства упаковки – алюминиевых банок и фольги – крупнейшей отраслью-потребителем металла является энергетика.
Украинцы наиболее положительно относятся к Германии, Великобритании, Норвегии и Франции, тогда как Венгрия, Китай, Ирак и Сербия входят в список стран с наихудшими оценками. Об этом свидетельствуют результаты исследования компании Active Group и аналитического центра Experts Club, проведенного в конце августа.
«Мы провели репрезентативный опрос среди 800 респондентов в конце августа, с учетом пола, возраста и региона проживания. Погрешность не превышает 3,5%. Это уже не первое исследование подобного типа, но на этот раз мы отобрали 50 стран именно с учетом экономического критерия – с кем Украина больше всего торгует, о тех мы и спрашиваем«, – заявил социолог, основатель компании Active Group Андрей Еременко на пресс-конференции в агентстве »Интерфакс-Украина» во вторник.
По его словам, проведенное исследование показало, что общественное мнение имеет четкое разделение между странами Запада и государствами за его пределами.
«Украинцы больше всего связывают достижение мира с Европейским Союзом – так считают 42% респондентов. Соединенные Штаты поддерживают почти 26% опрошенных, Великобритания – 13%. Другие же крупные страны, такие как Китай, Индия или Бразилия, фактически не рассматриваются как способствующие мирному урегулированию в Украине», – подчеркнул Еременко.
Директор исследовательской компании Active Group Александр Позний добавил, что в экономическом измерении ключевые партнеры Украины – это Китай, Польша, Германия, Турция и США.
«При этом отношение к ним очень разное. Например, к Германии положительно относятся более 76% украинцев, тогда как к Китаю – только 12%, а негативно – 40%. Еще более критичным является случай с Венгрией, где положительное отношение составляет 16%, а отрицательное – 55%», – сказал он.
Основатель Experts Club и заместитель генерального директора информационного агентства «Интерфакс-Украина» Максим Уракин обратил внимание на экономические дисбалансы в торговле Украины с ведущими партнерами.
«За первое полугодие 2025 года отрицательное сальдо внешней торговли Украины составило 18,5 млрд долл., тогда как в 2024 году оно составляло 12,4 млрд долл. То есть мы имеем существенное ухудшение. В частности, только в торговле с Китаем отрицательное сальдо превысило 7 млрд долл., с Германией – 2 млрд долл., с Польшей – более 1 млрд долл., с США – около 2 млрд долл.», – подчеркнул эксперт.
Он уточнил, что Украина остается мощным экспортером агропродукции – зерновых, масличных культур, металлов, при этом импорт из ЕС и Китая составляют преимущественно техника, оборудование, транспорт, электроника и химия.
«Это еще раз подтверждает необходимость глубоких структурных изменений в экономике и диверсификации внешнеэкономических связей. Мы не можем и дальше зависеть от узкого круга поставщиков», – отметил Уракин.
В то же время, по словам эксперта, социологические данные демонстрируют определенный парадокс.
«Наиболее выгодными для нас с экономической точки зрения партнерами являются Египет, Испания, Молдова, Алжир, Ливан, Ирак. Но отношение украинцев к большинству этих стран – нейтральное или даже негативное. Это свидетельствует о том, что общество формирует свои оценки не с учетом экономической выгоды, а преимущественно на основе политических заявлений или событий», – добавил он.
Уракин подытожил, что такое несоответствие между экономикой и общественным мнением может иметь долгосрочные последствия для внешней политики Украины.
«Представительствам иностранных государств – торговых партнеров Украины следует уделять больше внимания работе с украинским обществом, проводить культурные мероприятия, поддерживать гуманитарные проекты и формировать положительный имидж. Иначе мы и в дальнейшем будем иметь ситуацию, когда страна является важным торговым партнером, но в то же время негативно воспринимается большинством граждан», — подчеркнул он основатель Experts Club.
Подробнее ознакомиться с исследованием
Источник: https://interfax.com.ua/news/press-conference/1103619.html
ACTIVE GROUP, EXPERTS CLUB, Еременко, международная торговля, общественное мнение, ОПРОС, СОЦИОЛОГИЯ, Уракин