Business news from Ukraine

Business news from Ukraine

Обзор рынка криптовалют от Fixygen

В ночь на 10–11 октября крипторынок пережил крупнейший однодневный обвал: за сутки было ликвидировано примерно $19 млрд позиций.m Bitcoin рухнул с рекордных уровней (около $122-126 тыс) до зоны $104-110 тыс. Ethereum также отыграл значительную часть роста, падение составило более 10 % относительно пиковых значений.

Альткойны пострадали особенно сильно — некоторые снизились на 20–30 % и более.

Причины такого обвала связывают с геополитическим шоком (объявление Трампа о 100 % тарифах на китайские технологии), каскадом ликвидаций в секторе с плечами и паникой у участников.

После обвала наблюдается попытка восстановления: Bitcoin поднялся выше $114 000 на волне частичного возврата ликвидности. Однако динамика остаётся турбулентной: уровни сопротивления и поддержки постоянно тестируются. Общая капитализация крипторынка опустилась ниже $3,8 трлн. Падение охватило практически весь рынок — большинство из топ-100 активов торгуются в отрицательной зоне.

С точки зрения аналитиков, нынешняя коррекция скорее контролируемая, чем паническая — участники рынка отыгрывают профиты и очищают перекупленные позиции, нежели бегут из актива.

Федеральный резерв США (Fed) выразил обеспокоенность стабильностью финансовой системы и рисками, связанными с ростом сектора стейблкоинов. Комитет G20 по финансовой стабильности (FSB) подчеркнул «существенные пробелы» в регулировании криптовалют, особенно в трансграничном аспекте. Случай с PYUSD / Paxos / PayPal, когда было случайно эмитировано $300 трлн токенов из-за технической ошибки, напомнил, как сильно централизованные эмитенты держат под контролем механизм создания / уничтожения балансов.

Эти факты усиливают аргумент, что зрелость рынка и доверие идут рука об руку с нормативным развитием.

Источник: https://www.fixygen.ua/news/20251020/obzor-rynka-kriptovalyut-ot-fixygen.html

 

, ,

Польский fashion-бренд Sinsa открыл 350-й магазин в Украине

Польский fashion-бренд Sinsay, принадлежащий крупной ритейл-группе LPP, открыл магазин в городе Долинская (Кировоградская обл.), который стал 350-м магазином в Украине, сообщил региональный директор по продажам LPP Ukraine Владислав Другов.

«Мы с гордостью открыли наш 350-й магазин Sinsay в Украине прямо в сердце города Долинск! Это достижение больше, чем просто цифра, это свидетельство страсти, преданности и командной работы каждого человека, который участвовал в нашем пути, от команд наших магазинов и региональной структуры до логистики, строительства, аренды и отделов поддержки», — написал он в linkedin.

Как сообщалось, польская группа LPP, которой принадлежат бренды Reserved, Sinsay и т.д., планирует в следующие три года вдвое увеличить количество в мире своих магазинов, сделав ставку на бюджетный бренд Sinsay и общий рост объемов продаж компании. Есть планы к концу 2025 года иметь сеть из 4400 магазинов.

По данным сайта Sinsay, в Украине работают 350 магазинов и до конца октября готовится открытие еще семи.

По итогам 2024 года продажи группы выросли на 14,8% — до PLN20 млрд, чистая прибыль — на 5,6%, до PLN1,7 млрд.

 

, , ,

Турецкая сеть магазинов English Home объявляет о выходе с украинского рынка

Турецкая сеть магазинов товаров для дома и декора English Home завершает деятельность в Украине и начинает процесс передачи своих торговых площадок местному партнёру-франчайзи. Причины — сокращение числа покупателей, падение оборота и высокие расходы на аренду, сообщает «НВ Бізнес».

По данным издания, основной целевой категорией сети были женщины 20-40 лет с детьми — и с началом войны значительная часть этой группы выехала за границу, что привело к снижению спроса. Одновременно компании-оператору в Украине, ООО «ЕХМ Украина», удалось показать выручку в 2024 году в размере 281,6 млн грн, что на 4,1 % меньше по сравнению с 2023 годом. При этом годовой убыток достиг 43,1 млн грн, что на 47,5 % больше по сравнению с предыдущим годом.

Фактором, усложняющим ведение бизнеса, названа работа магазинов английского бренда преимущественно в премиальных торговых центрах, где арендные ставки остаются высокими и не компенсируются уменьшившимся потоком покупателей. Как отметил директор по международным продажам English Home Явуз Бекар, в Украине «наши бизнес-операции не были прибыльными».

English Home основана в Турции в 2008 году и работает под управлением холдинга Turgut Aydın Holding. Бренд предлагает коллекции домашнего текстиля и декора в британском стиле в пастельных и сдержанных оттенках. По данным на октябрь 2020 года в Украине функционировало 33 торговые точки сети.

, ,

Vodafone построит подводный интернет-кабель в Черном море для цифрового коридора ЕС–Азия

Vodafone Group и второй по величине украинский оператор мобильной связи «ВФ Украина» («Vodafone Украина», VFU) начнут строительство новой высокоскоростной подводной кабельной системы в Черном море, которая создаст цифровой коридор между Европой и Азией, говорится в релизе компании в понедельник.

Отмечается, что сеть подводных волоконно-оптических линий связи Kardesa соединит Украину, Болгарию, Грузию и Турцию. Первый выход кабеля на побережье планируется в Болгарии в 2027 году, далее будет в Турции, Грузии и Украине.

В телеграм-канале первый вице-премьер-министр — министр цифровой трансформации Михаил Федоров уточнил, что бюджет проекта предусматривает более EUR100 млн.

Оператор мобильной связи в свою очередь добавил, что генеральным подрядчиком проекта станет компания Xtera, которая реализует высокопроизводительные подводные телеком-решения «под ключ», строит и вводит в эксплуатацию передовые системы подводных кабелей в более чем 60 странах мира.

«Один из ключевых пунктов нашей Стратегии развития сферы электронных коммуникаций до 2030 года — строить больше международных интернет-магистралей для создания устойчивого интернета в Украине», — подчеркнул Федоров.

По его словам, благодаря этой линии связи Черноморский регион получит дополнительно 500 терабит/с интернет-пропускной способности.

«Подводные кабели обеспечивают 97-98% международного интернет-трафика, поэтому этот проект имеет важное значение для развития цифровой экосистемы всего региона», — написал Федоров.

Первый вице-премьер уточнил, что проект обеспечит цифровой суверенитет и устойчивость телекоммуникационной инфраструктуры, инвестиции в сферу телекоммуникаций, скоростной и безопасный интернет для украинцев, а также станет связующим звеном в интернет-трафике между Европой и Азией в обход России.

Как сообщалось, Vodafone Украина за первое полугодие 2025 года сократила чистую прибыль на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 1,705 млрд грн, тогда как ее выручка выросла на 15% – до 13,518 млрд грн.

Компания в первом полугодии увеличила инвестиции на 66% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, вложив более 3,5 млрд грн в критическую инфраструктуру, а в целом за 3,5 года полномасштабной войны инвестиции достигли в Украине почти 19 млрд грн. В структуре инвестиций в первом полугодии этого года 51% составляют строительство и восстановление сети, а также подготовка ее к работе в условиях блэкаута, 31% – содержание сети, 11% – развитие фиксированной связи, 4% – на программу обмена биллингом.

«Vodafone Украина» с декабря 2019 года входит в состав NEQSOL Holding.

, ,

«Укрнафта» за январь-сентябрь 2025 года уплатило государству 22,5 млрд грн налогов и 5 млрд грн дивидендов

АО «Укрнафта» за январь-сентябрь 2025 года уплатило государству 22,5 млрд грн налогов и 5 млрд грн дивидендов, сообщило общество в понедельник со ссылкой на и.о. председателя правления компании Юрия Ткачука.

«Спасибо всей 20-тысячной команде «Укрнафты» — людям, которые обеспечивают стабильность добычи, развитие сети, научные исследования и внедрение инноваций даже в самых сложных условиях», — отметил он.

АО «Укрнафта» — крупнейшая нефтедобывающая компания Украины, является оператором крупнейшей национальной сети АЗК — UKRNAFTA. В 2024 году компания вступила в управление активами Glusco. В 2025 году завершила сделку с Shell Overseas Investments BV о покупке сети Shell в Украине. В целом оперирует 663 АЗК.

Компания реализует комплексную программу восстановления деятельности и обновления формата автозаправочных станций своей сети. С февраля 2023 года выпускает собственные топливные талоны и карточки «NAFTAКарта», реализуемые юридическим и физическим лицам через ООО «Укрнафта-Постач».

Крупнейшим акционером «Укрнафты» является НАК «Нафтогаз Украины» с долей 50%+1 акция. В ноябре 2022 года ставка Верховного главнокомандующего ВСУ приняла решение о передаче государству доли корпоративных прав компании, принадлежавших частным владельцам, которой сейчас управляет Минобороны.

, ,

ПриватБанк за 9 месяцев увеличил корпоративное кредитование на 44,5% – до 49,2 млрд грн

Государственный ПриватБанк, крупнейший украинский банк, за 9 месяцев 2025 года увеличил корпоративный кредитный портфель на 15,15 млрд грн, или 44,5% – до 49,23 млрд грн и планирует в дальнейшем агрессивно расти и конкурировать во всех сегментах рынка, сообщил член правления ПриватБанка по вопросам корпоративного бизнеса и МСБ Евгений Заиграев.

«Мы уже в сентябре перевыполнили годовой план… Сейчас строим планы на следующие годы и так же закладываем достаточно агрессивные темпы роста – выше, чем ожидаемые темпы роста рынка, потому что мы хотим увеличивать свою долю рынка в кредитовании», – заявил он в интервью агентству «Интерфакс-Украина».

Согласно данным Национального банка Украины, корпоративный кредитный портфель всей банковской системы страны вырос за 9 месяцев этого года на 15,1%, или 123,79 млрд грн — до 943,32 млрд грн.

Как уточнил Заиграев, в сегменте микробизнеса рост составил 18,2%, или 2,57 млрд грн – до 16,71 млрд грн, в сегменте малого бизнеса – 35,6%, или 3,91 млрд грн, до 14,89 млрд грн.

По его данным, в сегменте среднего бизнеса за 9 месяцев этого года корпоративный кредитный портфель увеличился на 44,1%, или 2,26 млрд грн – до 7,38 млрд грн, а в сегменте крупного корпоративного бизнеса, в который ПриватБанк вошел только в прошлом году, рост составил 2,7 раза, или 6,41 млрд грн – до 10,25 млрд грн.

«В крупном корпоративном бизнесе рост больше, потому что там база была меньше. Но, в любом случае, даже в микро-, малом и среднем бизнесе мы сегодня растем в два раза быстрее, чем рынок», – прокомментировал эти показатели член правления ПриватБанка. По его словам, качество кредитного портфеля почти идеальное благодаря выстроенным процедурам риск-менеджмента: NPL на сегодня составляет примерно 1,5% (без учета долгов бывших владельцев) при росте в 3-5 раз в течение нескольких лет.

Он отметил, что ПриватБанк имеет возможности удовлетворить каждый из этих четырех сегментов и будет конкурировать в каждом из них.

«Каждый из этих четырех сегментов является абсолютным приоритетом для ПриватБанка. В каждом из них сегментов мы хотим расти столько, сколько позволит способность рынка», – подчеркнул Заиграев.

Он напомнил, что исторически ПриватБанк был больше в сегменте микро- и малого бизнеса, поэтому в этих двух сегментах у него достаточно заметная рыночная доля: примерно 40-50% клиентов в Украине имеют активные счета в ПриватБанке и его обслуживание и около 20% — кредиты в ПриватБанке.

Что касается двух других сегментов, то, по словам члена правления, после национализации банк начал развивать это направление только несколько лет назад, поэтому здесь доля клиентов, имеющих у него активные счета, меньше, но она тоже достаточно заметна – 35-40% от всех клиентов всей Украины.

«Однако в основном они также имели и имеют здесь зарплатные проекты, эквайринг, валютные платежи. Мы же хотим предоставлять им все продукты и услуги, и поэтому в прошлом году начали активно развивать для таких корпоративных клиентов кредитование и связанные с ним продукты… Это означает, что потенциал роста больше в сегменте крупных корпоративных клиентов», – отметил банкир.

Он напомнил, что всего у ПриватБанка активных клиентов микро-, малого и среднего бизнеса 930-940 тысяч, тогда как у ближайшего его конкурента их в 7-9 раз меньше.

Заиграев уточнил, что к сегменту микробизнеса банк относит в основном ФЛП, но также юридические лица с годовыми продажами до 30 млн грн, малый бизнес – это юрлица с годовыми продажами от 30 млн грн до 300 млн грн, средний или средний корпоративный бизнес – годовые продажи от 300 млн грн до 1,5 млрд грн, а далее уже крупные корпоративные клиенты.

Общие активы ПриватБанка, по данным НБУ, на 1 сентября 2025 года достигли 1,001 трлн грн, или 25,6% от всех общих активов банковской системы Украины.

 

,