Антикоррупционная стратегия НАПК на 2026-2030 годы требует более открытого обсуждения и прозрачного согласования с общественностью, считает антикоррупционный уполномоченный Национальной ассоциации лоббистов Украины, член Попечительского совета Яна Цимбаленко.
«Формирование Антикоррупционной стратегии на 2026-2030 годы — это процесс, который должен быть максимально открытым, ведь касается правил, определяющих этическое поведение должностных лиц, предотвращение конфликта интересов и стандарты прозрачности государства. Однако анализ доступной информации нам показывает, что публичное обсуждение подраздела 1.5 Антикоррупционной стратегии состоялось с многочисленными нарушениями принципов открытости и подотчетности», — сказала она агентству «Интерфакс-Украина».
Цимбаленко отметила, что несмотря на обнародование текста стратегии, подготовленной НАПК, «нет доказательств полноценного и качественного проведения консультаций, что ставит под сомнение легитимность всего процесса».
«В частности, нет отчетов о результатах обсуждения, не представлен реестр предложений от общественности, а обновленные редакции документа на основе возможных замечаний — не обнародованы. Отсутствие каких-либо записей или фиксаций обсуждения противоречит общим стандартам открытости, которые государство декларирует», — сказала она.
Эксперт напомнила, что в открытом доступе распространяется «График общественных обсуждений», согласно которому заседание якобы состоялось 24 октября 2025 года, однако, по ее словам, никаких официальных анонсов этого мероприятия не было, не определен круг приглашенных стейкхолдеров, не обнародованы списки участников или экспертов, а также неизвестно, кто именно готовил материалы к обсуждению.
«Особенно показательно то, что, несмотря на название подразделения, вопросы лоббирования вообще не стали предметом дискуссии. Это создает дополнительные сомнения в качестве и полноте проведенных консультаций, а также в соответствии процесса требованиям законодательства о формировании государственной антикоррупционной политики», — сказала она, отметив, что презентацию ключевых наработок поручили исключительно представителям НАПК без привлечения независимых экспертов, представителей профессиональных сообществ или общественности.
«Презентация касалась преимущественно технических аспектов, в то же время ключевая часть, касающаяся регулирования лоббирования в программе, вообще отсутствует. Ни один из спикеров не был заявлен как специалист по вопросам лоббизма, и соответствующие темы не были включены в содержание презентаций. Это означает, что одна из самых чувствительных и дискуссионных тем будущей Антикоррупционной стратегии даже не была вынесена на публичное обсуждение», — сказала она.
По словам Цимбаленко, «мероприятие (презентация стратегии — ИФ-У) скорее имело вид краткой внутренней презентации позиции НАПК, а не полноценной консультации, предусмотренной принципами прозрачного нормотворчества».
«Недопустимым выглядит и игнорирование НАПК предложений от профессиональных ассоциаций, специализирующихся на лоббизме. В частности, Национальная ассоциация лоббистов Украины (НАЛУ) неоднократно обращалась к НАПК с предложением совместной работы над становлением института лоббирования в государстве. Отсутствие какого-либо ответа от НАПК не только свидетельствует о пренебрежении интересами профессионального сообщества, но и формирует серьезный репутационный риск для органа, декларирующего открытость, подотчетность и добропорядочность», — отметила Цимбаленко.
«В современных демократических практиках лоббизм рассматривается как инструмент предотвращения политической коррупции. Он позволяет вывести влияние на государственные решения из тени и обеспечить его прозрачность и подотчетность. Объединение этой темы с несмежными блоками создает риск ее упрощенной трактовки или формального подхода к важной проблематике, что может обесценить потенциал лоббирования как механизма антикоррупционной способности государства», — сказала она.
Участники панели «Challenges of the Ukrainian Labor Market. Mobilizing Human Capital for Sustainable Reconstruction» в рамках форума по восстановлению Украины в Бухаресте пришли к выводу, что для устойчивого экономического восстановления стране необходима двусторонняя политика: создание условий для возвращения тех, кто этого хочет, и одновременная поддержка активной диаспоры как ресурса для инвестиций и передачи опыта.
Модератором панели выступил заместитель директора Центра восточноевропейских исследований Варшавского университета (SEW UW) Адам Эбергарт. К дискуссии присоединились исполнительный директор «Ялтинской европейской стратегии» (YES) Светлана Ковальчук, директор офиса анализа геополитических рисков банка BGK (Польша) Богдан Завадевич, президент Благотворительного фонда «Ресурсы и общественные инициативы» в Черновицкой области Елена Танасийчук, представительница украинской диаспоры в Великобритании в Ealing Community & Voluntary Service (ECVS) Аня Абдулах и руководитель офиса Японского агентства международного сотрудничества (JICA) в Украине Осаму Хаттори.
По данным опросов, на которые ссылались участники, большинство украинских беженцев рассматривают возвращение только при условии наличия надежных гарантий безопасности и стабильной экономической ситуации. В то же время статистика свидетельствует, что после двух-трех лет пребывания за границей вероятность возвращения резко уменьшается из-за более глубокой интеграции людей в страны пребывания – в частности благодаря трудоустройству, образованию детей и доступу к социальным услугам. «Чем дольше люди остаются за границей, тем больше их жизненные центры смещаются – и тем сложнее их убедить начинать все с нуля дома», – отметил Эбергарт.
Отдельно эксперты обратили внимание, что потенциальное открытие границ может вызвать новую волну выезда, в частности среди мужчин призывного возраста, которые сейчас ограничены в выезде из-за мобилизационных правил. На этом фоне участники подчеркнули необходимость политики, которая, с одной стороны, будет создавать предпосылки для возвращения – через безопасность, рабочие места, жилье и доступ к услугам, а с другой – поддерживать сильную и организованную диаспору.
По итогам обсуждения было подчеркнуто, что украинская диаспора может оставаться важным ресурсом для развития страны даже без физического возвращения – через инвестиции, профессиональные сети, образовательные и экспертные проекты. «Вопрос не только в том, сколько людей вернется, но и в том, сколько из них, где бы они ни жили, останутся субъектами украинского развития», – резюмировала Ковальчук. Участники согласились, что скоординированная политика в отношении человеческого капитала должна стать одним из ключевых элементов стратегии послевоенного восстановления Украины.
Форум «Rebuilding Ukraine: Security, Opportunities, Investments» проходит 11–12 декабря в Бухаресте под эгидой МИД Румынии и МИД Украины и организован New Strategy Center. По данным организаторов, в течение двух дней запланировано более 30 панельных дискуссий и параллельных сессий с участием представителей правительств, международных организаций, частного сектора, финансовых институтов и экспертов из Европы, Северной Америки и Азии. Тематика панелей охватывает вопросы безопасности и обороны, инфраструктуры, финансирования и инвестиций, «зеленой» энергетики, цифровизации, человеческого капитала и трансграничного сотрудничества.
«Интерпайп» заключила соглашение о покупке у ArcelorMittal румынского трубного завода ArcelorMittal Tubular Products Roman S.A., сообщили в компании.
Закрытие сделки зависит от получения разрешений антимонопольных органов и на прямые иностранные инвестиции. До выполнения этих условий компании продолжат работать отдельно.
В компании уточнили, что этот завод не связан с другим румынским трубным предприятием ArcelorMittal, которое ранее планировал приобрести «Метинвест».
Военные предлагают ввести прогрессивное ежегодное вознаграждение за каждый полный год службы и учредить награду «Хрест Довгої Варти». Соответствующую петицию от имени побратимов зарегистрировал доброволец, старший лейтенант Андрей Дмитренко.
Петиция предлагает установить ежегодное денежное вознаграждение за каждый полный год службы во время войны, которая удваивается ежегодно. Так за первый год службы вознаграждение может составлять 50 тыс. грн, за второй — 100 тыс. грн, за третий 200 тыс. грн, за четвертый — 200 тыс. грн.
Авторы петиции предлагают установить выплату за фактический срок службы в условиях войны, при этом те, кто демобилизовался также получают выплату за годы, которые отслужили.
В то же время, периоды СЗЧ (самовольного оставления части) и другие исключения обнуляют срок и расчет вознаграждения начинается с момента возвращения в строй.
Кроме того, авторы петиции инициируют введение государственной боевой награды «Хрест Довгої Варти», который вручают после первого полного года службы в условиях войны и который дополняется новыми элементами за каждый последующий год службы и становится видимым символом многолетнего служения, выдержки, чести и верности.
«Это — не очередная лента к форменной одежде. Это — свидетельство пути, который не виден гражданскому глазу. Это — новая военная традиция, которую страна должна заложить уже сейчас», — отмечают авторы петиции.
Сейчас петиция собрала более 20 тысяч подписей.
Петиция доступна по ссылке — https://petition.kmu.gov.ua/petitions/8625.
Начисленные страховые премии по договорам международного страхования «Зеленая карта», заключенным компаниями-членами Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), в январе-декабря 2025 года сократились на 3,9% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года — до 5,042 млрд грн.
Как сообщается на сайте МТСБУ, количество заключенных договоров «Зеленая карта» за этот период уменьшилось на 4,3% — до 1,308 млн.
В то же время увеличилась сумма возмещений, уплаченных по требованиям, — на 0,75%, до EUR46,125 млн, количество оплаченных требований сократилось на 8,52% — до 13,3 тыс.
МТСБУ является единственным объединением страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств за вред, причиненный третьим лицам.
«Зеленая карта» — система страховой защиты пострадавших в дорожно-транспортном происшествии, независимо от страны их места жительства и страны регистрации транспортного средства. Ее действие распространяется на территории 45 стран Европы, Азии и Африки.
Согласно решению, принятому Генеральной ассамблеей Совета Бюро международной системы автострахования «Зеленая карта» в Люксембурге в мае 2004 года, Украина с 1 января 2005 года является полным членом этой системы.
Молочная отрасль, которая является одной из ключевых отраслей агросектора Украины, несмотря на полномасштабную войну сохранила производственную базу и постепенно восстанавливается, сообщил заместитель министра экономики, окружающей среды и сельского хозяйства Тарас Высоцкий на XVII Всеукраинской конференции «Молочный бизнес-2025» в Киеве в четверг.
Заместитель министра отметил, что за январь-октябрь 2025 года в Украине произведено почти 5,9 млн тонн молока.
«Важная тенденция – рост роли сельхозпредприятий: они обеспечивают уже 45% производства, а объемы их производства выросли на 7,6%, несмотря на общее сокращение поголовья. Качество также растет: более 55% молока, поступающего на переработку, соответствует европейскому стандарту »экстра», – написал он в Facebook.
Высоцкий подчеркнул, что отрасль одновременно активно работает на внешних рынках. За 10 месяцев 2025 года экспорт молочных продуктов вырос почти на 9%. 64 украинские компании имеют разрешение на экспорт молочной продукции в ЕС, из них 40 – молокоперерабатывающие заводы.
«Несмотря на вызовы, мы сохраняем стабильность текущих показателей и формируем ресурс для дальнейшего роста – это наш реалистичный и стратегический фокус. Следующий шаг – инвестиции, модернизация и четкое движение к интеграции с европейским рынком», – резюмировал заместитель министра.