Украинские компании в 2025 году заметно активизировали внедрение решений искусственного интеллекта, однако рост ограничивают нехватка профильных специалистов и доступ к инфраструктуре с GPU NVIDIA, которые стали «де-факто стандартом» для AI-проектов. Об этом пишет в колонке для Интерфакс-Украина Владимир Бєлов, Country Director GigaCloud в Украине.
По его словам, спрос на AI становится ключевым драйвером облачных сервисов, но параллельно растут требования к безопасности и непрерывности бизнеса, что смещает фокус с пилотов на индустриальные внедрения.
GigaCloud — украинский облачный провайдер (часть GigaGroup), основан в 2016 году. Компания предоставляет IaaS/PaaS-услуги, виртуальные ЦОДы, решения для резервирования и непрерывности (DR/BCP) и GPU-облака. Инфраструктура размещена в дата-центрах в Украине и ЕС (Киев, Львов, Варшава) с соответствием требованиям TIER III/IV; провайдер имеет статусы VMware Cloud Service Provider (Premier) и зарегистрирован в CSA STAR Registry, портфель — свыше 1,5 тыс. клиентов.
https://interfax.com.ua/news/blog/1096980.html
Объем поставок цинка и цинковых изделий в Украину в январе-июле-2025 снизился на 0,5%, до $33,204 млн (в июле — $7,452 млн). Экспорт цинка за семь месяцев года достиг $707 тыс. (в июле — $87 тыс.), тогда как в январе-июле-2024 он составил $120 тыс.
Чистый металлический цинк используется для восстановления благородных металлов, применяется для защиты стали от коррозии и для других целей.
ПАО «Укргазвыдобування» (Киев) 19 августа объявило тендер на обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО).
Как сообщается в системе электронных госзакупок Prozorro, ожидаемая стоимость закупки услуг составляет 3,131 млн грн.
Конечный срок подачи документов -27 августа.
Победителями аналогичного тендера годом ранее была СК «Гардиан».
Эксперты компаний-членов Американской торговой палаты в Украине (Палата) призывают Верховную Раду Украины (ВРУ) как можно скорее рассмотреть и принять соответствующую поправку к Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2025 год», отраженную в проекте Закона от 14 июля 2025 года №13439-3 «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2025 год» относительно финансового обеспечения сектора безопасности и обороны и решения первоочередных вопросов» (проект Закона). Указанная поправка предусматривает направление и предоставление дополнительной государственной поддержки с целью обеспечения бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта.
По мнению компаний-членов Палаты, такое решение сегодня является чрезвычайно важным для железнодорожной отрасли и смежных отраслей (аграрной, металлургической, энергетической, строительной и других), поскольку оно позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы для обеспечения стабильной работы железнодорожного транспорта в условиях значительного дефицита финансирования, а также предотвратить остановку операционной деятельности АО «Укрзализныця», ухудшение качества услуг и нарушение логистических цепочек.
Эксперты компаний-членов Палаты приветствуют одобрение проекта Закона профильным Комитетом ВРУ по вопросам бюджета для его дальнейшего рассмотрения во втором чтении и надеются на оперативное решение этого вопроса в течение текущей пленарной недели. Ведь в условиях полномасштабной войны обеспечение бесперебойного функционирования железнодорожного транспорта имеет стратегическое значение, играя ключевую роль в перевозке грузов, обеспечении мобильности населения и поддержании экономической активности страны.
«Укрзализныця» (УЗ), монопольный железнодорожный оператор, за период с 11 по 17 августа перевезла 644 тыс. пассажиров, что на 4,8% или почти на 30 тыс. больше, чем за аналогичный период в 2024 году.
«Как и в предыдущие пиковые недели, немало направлений, где спрос превышает предложение в 5-7 раз. Мы должны продолжать заказывать новые вагоны, изобретать ресурсы на еще большие объемы ремонтов, сдвинуть с места программу наращивания количества поездов Интерсити!» — написал председатель правления УЗ Александр Перцовский на своей странице в Facebook.
По данным компании, по сравнению с предыдущей неделей перевозки также увеличились — на 1,1%.
Согласно статистике, количество перевезенных одним вагоном пассажиров за неделю достигло в среднем 476, что на 8,2% больше, чем за аналогичный период 2024 года.
Кроме того, количество пассажиров в детских группах выросло в 1,5 раза – до 29,8 тыс., а количество перевезенных военных через спецрезерв – в 2,4 раза, до 12,5 тыс.
Отдельно в статистике отметили, что больше всего поисков за прошедшую неделю было на направления в обе стороны «Киев-Львов» – 151,6 тыс. запросов против 21,8 тыс. мест. Направление «Киев-Одесса» – 92,3 тыс. запросов против 19,1 тыс. имеющихся мест, «Киев-Харьков» – 69,2 тыс. поисков и 18,5 тыс. мест, «Киев-Перемышль» – 65 тыс. запросов против имеющихся 22,8 тыс. мест и направление «Киев-Днепр» – 55 тыс. поисков и 16,9 тыс. мест.
Текущим решением «УЗ» является увеличение эффективности использования вагонов, а именно после прибытия со своего основного рейса, вагоны отправляются в следующее путешествие, успевая сделать еще один «круг» между своим основным маршрутом.
Как сообщалось, АО «Укрзализныця» в первом полугодии 2025 года увеличило пассажиропоток на 1,2% по сравнению с первым полугодием 2024 года – до 13,52 млн. Это на 23% больше показателя января-июня 2023 года, сообщал ранее Перцовский в Facebook.
Национальный банк Украины (НБУ) на прошлой неделе уменьшил продажу долларов на межбанковском рынке на $234,8 млн, или на 27,9% — до $607,8 млн, свидетельствует статистика на сайте регулятора.
Согласно данным, обнародованным Нацбанком, в течение прошлой недели отрицательное сальдо покупки и продажи клиентами банков — юридическими лицами валюты росло от $43,2 млн в понедельник до $103,1 млн в четверг, что почти вдвое меньше, чем на прошлой неделе.
Подобная ситуация наблюдалась и на рынке валютообменных операций населения: если за субботу-понедельник продажа валюты превысила ее покупку на $7,6 млн, то в четверг — на $10,5 млн, тогда как в прошлый четверг этот показатель достигал $27,5 млн.
Если неделей ранее впервые за долгое время фиксировалось отрицательное сальдо в сегменте безналичных операций населения, то на прошлой неделе население снова больше продавало безналичной валюты, чем покупало ее — на $2-5 млн ежедневно.
Официальный курс гривны к доллару на той неделе укрепился с 41,3895 грн/$1 до 41,3401 грн/$1.
Такая же динамика наблюдалась и на наличном рынке, где курс гривны в течение прошлой недели укрепился на те же 3-5 коп.: покупка — примерно до 41,37 грн/$1, а продажа — до около 41,45 грн/$1.
«Украинский валютный рынок по доллару находится в фазе штиля — международные факторы не дают драйверов для резких изменений, а дозированные интервенции и либерализация НБУ поддерживают низкую волатильность и управляемость рынка», — отмечают эксперты крупного участника рынка наличного валютообмена «КИТ Group».
По их оценке, внутренний спрос — без ажиотажных или накопительных драйверов, импортеры действуют планово, не провоцируя аномальных всплесков, в котировках гривна-доллар меньше или практически отсутствуют «страховые» наценки операторов рынка.
В «КИТ Group» прогнозируют на ближайшие 1-3 недели курс в базовом диапазоне 41,30-41,85 грн/$1: пробитие ниже 41,20 грн/$1 маловероятно без сильного внешнего катализатора, но возможны короткие импульсы на данных из США или новостях по внешнему финансированию для Украины.
Среднесрочно, на 2-3 месяца, в компании ожидают курс 41,50-42,20 грн/$1 и добавляют, что ожидание сентябрьского решения ФРС с вероятным, но далеко не гарантированным снижением ставок сдвигает ожидания по котировкам к нижней границе коридора. В то же время осенние бюджетные выплаты и импорт энергоносителей могут подталкивать котировки вверх, впрочем старт экспортного сезона и его успешность — сильный стабилизирующий фактор.
«При условии реализации сценария роста неопределенности (безопасность, экономические индикаторы, политические сдвиги) или ухудшения внешних поступлений — вероятны короткие выходы к 42,30-42,40/$1», — считают эксперты «КИТ Group».