В Украине в 2025 году будет построено два предприятия по переработке муки – на западе Украины будут производить муку, в Полтавской области – крупы, сообщил в интервью «Интерфакс-Украина» директор союза «Мукомолы Украины» Родион Рыбчинский.
«Сейчас в западной Украине строится предприятие по производству муки твердых сортов мощностью до 150 тонн/сутки с последующей переработкой макаронных изделий, а в Полтавской области ожидается запуск крупозавода комбинированной мощностью до 100 тонн/сутки», — рассказал он.
По мнению руководителя отраслевой ассоциации, в мукомольном бизнесе есть ниши, на которые стоит обратить внимание.
«Когда говорим о переработке зерна, нужно помнить, что это не только мука или крупы. Это и комбинированные продукты: сухие завтраки, энергетические батончики, крахмал, сухая клейковина, ферментные препараты на основе продуктов переработки зерна — очень широкая гамма продуктов переработки», — подчеркнул Рыбчинский и добавил, что главным приоритетом при строительстве такого производства является наличие покупателя.
По его информации, стоимость строительства мельницы или крупозавода в Украине стартует от $3 млн, но в Украине есть примеры бизнесов и верхней ценовой планки — в $15 млн. В эту сумму входит стоимость оборудования, здания — основных фондов, без учета оборотных средств, которые могут достигать 50% стоимости проекта. Ведь чтобы запустить предприятие, нужно приобрести сырье, активно выходить на рынок, предусмотреть маркетинговые расходы и т. д.
Рыбчинский также не исключает перспективу строительства на черноморском побережье ряда мукомольных предприятий по примеру Турции.
«Узбекистан и Египет пошли тем же путем, что и турки. Узбеки покупают казахское зерно, перемалывают и превратились в основного экспортера муки в Афганистан, откуда вытеснили Казахстан. Египет покупает украинское и российское зерно и стал ведущим поставщиком муки на африканский рынок, вытеснив оттуда частично и турок, и французов. Все это указывает на наличие государственной политики», — подчеркнул он и добавил, что шагом для такого пути развития переработки в Украине должна быть в первую очередь заинтересованность государства.
Первичные регистрации новых и подержанных автобусов (включая микроавтобусы) в Украине в мае 2025 года выросли на 62% по сравнению с тем же месяцем 2024 года – до 210 единиц, сообщил «УкрАвтопром» в Telegram-канале.
По сравнению с апрелем текущего года спрос не изменился.
По данным ассоциации, доля новой техники в этом объеме составила 43%, тогда как в прошлом году была 37%.
Чаще всего среди новых автобусов в прошлом месяце, как и в прошлом году, впервые регистрировали автобусы Аtaman производства завода «Черкасский автобус» – 27 ед. (в прошлом году – 22 ед.), на втором месте Ford с 22 автобусами (в мае-2024 года марка также занимала второе место, но с семью машинами), третьим стал отечественный Эталон – 13 ед. (шесть единиц).
По данным «УкрАвтопрома», среди подержанных автобусов чаще всего регистрировались Mercedes-Benz – 41 ед., Volkswagen – 17 ед. и MAN – 13 ед.
Всего за январь-май автобусный парк Украины пополнили 1030 автобусов (+41% к аналогичному периоду 2024 г.), из них новых – 459 ед. (+11%); подержанных – 571 ед. (+81%).
Как сообщалось со ссылкой на данные «УкрАвтопрома», в 2024 году первичные регистрации новых и подержанных автобусов сократились на 19% по сравнению с 2023 годом – до 2,241 тыс. ед., в том числе новых на 24% – до 1,296 тыс., подержанных на 12% – до 945 ед.
Для подготовки тепловой генерации к летним пикам потребления и следующему отопительному сезону, с начала 2025 года шахтеры «ДТЭК Энерго» ввели в работу семь новых угольных лав, две из них – в мае, сообщается в пресс-релизе операционного холдинга.
«Летом и во время отопительных сезонов нагрузка на тепловую генерацию традиционно возрастает, поэтому мы поддерживаем соответствующий ритм работы. Добыча топлива для тепловой генерации требует детального планирования и последовательности на каждом этапе. В том числе, в запуске новых угольных лав», – отметил генеральный директор «ДТЭК Энерго» Александр Фоменко.
В прошлом году инвестиции компании в украинскую угледобычу составили около 7,5 млрд грн, всего с 2022 по 2024 годы – 18 млрд грн.
Как пояснили в «ДТЭК Энерго», средства были направлены на проведение и ремонт капитальных горных выработок, комплектацию угольных лав, оснащение шахт проходческим оборудованием, подземный шахтный транспорт и проекты поддержки производственных мощностей.
«ДТЭК Энерго» обеспечивает замкнутый цикл производства электроэнергии из угля. Установленная мощность компании в тепловой генерации по состоянию на январь 2022 года составляла 13,3 ГВт. В угледобыче создан полный производственный цикл: добыча и обогащение угля, машиностроение и сервисное обслуживание шахтного оборудования.
Дефицит ржи в сезоне-2025/2026 будет 100%, что неизбежно приведет к подорожанию ржаного хлеба, заявил в интервью «Интерфакс-Украина» директор Союза «Мукомолы Украины» Родион Рыбчинский.
«С уверенностью можно сказать, что на 100% в сезоне-2025/26 будет дефицит ржи. Уже сейчас в Украине частично перерабатывается польская рожь, а хлебопеки пользуются балтийской ржаной мукой. Это, к сожалению, уже наши реалии», — сказал он.
По словам главы отраслевой ассоциации, причиной дефицита ржи является нежелание сельхозпроизводителей сеять культуру, поскольку ее урожайность на треть ниже, чем у пшеницы — до 40 ц/га против 60 ц/га соответственно.
Кроме того, ранее весь дефицит покрывался из Беларуси, что и привело к сокращению объемов производства ржи в Украине — аграриям было сложно конкурировать с поставками из Беларуси. В то же время рожь не входит в число популярных экспортных культур. Спрос на рожь есть только на внутреннем рынке.
Рыбчинский обратил внимание, что в настоящее время цена на рожь более чем конкурентоспособна: если в 2024 году 1 тонна ржи стоила 6-7 тыс. грн, то по состоянию на май 2025 года — 12-14 тыс. грн.
Отвечая на вопрос, приведет ли дефицит ржи к подорожанию ржаного хлеба, эксперт подчеркнул, что однозначно подорожает.
«Сейчас цена украинской ржаной муки — 18 тыс. грн за тонну, из импортного сырья — около 20 тыс. грн, тогда как в мае прошлого года ржаная мука стоила 10 тыс. грн. Это не просто будет рост цен на ржаной хлеб — многие производители хлебобулочных изделий просто прекратят его выпекать», — подчеркнул он.
Глава союза «Мукомолы Украины» прогнозирует, что 2025/2026 маркетинговый год Украина проживет с дефицитом ржи и будет покупать ее на внешних рынках по европейским ценам. Это сделает рожь интересной для украинских аграриев. Следовательно, в 2026/2027 МГ, скорее всего, сельхозпроизводители увеличат площади под рожь, что сможет выровнять ситуацию на рынке.
Основные виды промпродукции по объему реализации в 2024 году (млн грн)
Пассажиропоток через украинскую границу на неделе с 31 мая по 6 июня с наступлением лета, завершением школьного года и началом сезона отпусков вырос на 13,2% — до 573 тыс., свидетельствуют данные Госпогранслужбы в Facebook.
Согласно им, поток на выезд подскочил с 253 тыс. до 311 тыс., тогда как на въезд вырос с 253 тыс. до 262 тыс.
Количество транспортных средств, которые проследовали через пункты пропуска на этой неделе, увеличилось не так существенно — со 124 тыс. до 125 тыс., а поток машин с гуманитарными грузами даже немного уменьшился — с 524 до 514.
Как указывает ведомство, в полдень в воскресенье на польской границе очередь легковых авто была только на пункте пропуска (ПП) «Устилуг» — 30 штук, а в «Шегинях» прохождения границы ожидало 4 автобуса.
На всех остальных ПП очереди соответственно в 15 и 10 машин были в ПП «Вилок» и «Лужанка» на границе с Венгрией и по 10 авто в ПП «Ужгород» и «Малый Березный» на границе со Словакией.
Суммарные показатели пересечения границы людьми в этом году выше прошлогодних: тогда за подобные семь дней из Украины выехало 291 тыс. и въехало 251 тыс. человек, поток машин также был меньше — 118 тыс.
В прошлом году с первой недели июня началось существенное летнее увеличение пассажиропотока, которое продолжалось пять недель подряд.
Как сообщалось, с 10 мая 2022 года отток беженцев из Украины, начавшийся с началом войны, сменился притоком, который продолжался до 23 сентября 2022 года и составил 409 тыс. человек. Однако с конца сентября, возможно под влиянием новостей о мобилизации в России и «псевдореферендумах» на оккупированных территориях, а затем массированных обстрелов энергетической инфраструктуры, фиксировалось превышение количества выезжающих над въезжающими. Суммарно с конца сентября 2022 года до первой годовщины полномасштабной войны оно достигло 223 тыс. человек.
За второй год полномасштабной войны количество пересечений границы на выезд из Украины, по данным Госпогранслужбы, превысило количество пересечений на въезд на 25 тыс., за третий — на 187 тыс., а с начала четвертого — на 79 тыс.
Как отметил в начале марта 2023 года замминистра экономики Сергей Соболев, возвращение каждых 100 тыс. украинцев домой дает прирост ВВП в 0,5%.
Нацбанк в апрельском инфляционном отчете снова оценил отток из Украины в 2024 году в 0,5 млн (по данным Госпогранслужбы — 0,315 млн). В абсолютных цифрах речь идет о росте количества мигрантов, которые остаются за границей, в 2024 году до 6,8 млн. НБУ также сохранил прогноз оттока в 2025 году на уровне 0,2 млн.
Согласно обновленным данным УВКБ ООН, количество украинских беженцев в Европе по состоянию на 17 апреля 2025 года оценивалось в 6,358 млн, а в целом в мире — в 6,918 млн, что на 15 тыс. меньше, чем на 20 марта.
В самой Украине, по последним данным ООН на конец прошлого года, 3,669 млн внутренне перемещенных лиц (ВПЛ).