Украина по состоянию на 15 января с начала 2024-2025 маркетингового года (июль 2024-го — июнь 2025-го) экспортировала 23,616 млн тонн зерновых и зернобобовых культур, из которых 1,388 млн тонн отгружено в текущем месяце, сообщила пресс-служба Министерства аграрной политики и продовольствия со ссылкой на данные Государственной таможенной службы Украины.
Согласно сообщению, на аналогичную дату прошлого года общий показатель отгрузок составлял 20,563 млн тонн, в частности в январе — 2,097 млн тонн.
В разрезе культур с начала текущего сезона было экспортировано пшеницы — 10,326 млн тонн (в январе — 413 тыс. тонн), ячменя — 2,008 млн тонн (9 тыс. тонн), ржи — 10,8 тыс. тонн (0), кукурузы — 10,868 млн тонн (959 тыс. тонн).
Общий экспорт украинской муки с начала сезона по состоянию на 15 января оценивается в 39,4 тыс. тонн (в январе — 1,8 тыс. тонн), в том числе пшеничной — 36,1 тыс. тонн (1,6 тыс. тонн).
Федеральный канцлер Олаф Шольц (СДПГ) хочет одобрить дополнительные поставки оружия Украине на три миллиарда евро перед федеральными выборами, даже если они будут финансироваться за счет приостановления действия долгового тормоза. Помощь возможна только через отдельные заимствования, «потому что иначе денег нет», — сказал он в интервью RTL.
Шольц уже выступал с таким предложением во время переговоров по бюджету на 2025 год, когда коалиция была разбита. «Я бы даже сейчас решил, что если все присоединятся к решению: мы дополнительно финансируем это за счет кредитов». Но тогда «некоторым придется перепрыгнуть через свою тень», — сказала канцлер. Тот, кто не хочет сказать, откуда должны быть взяты недостающие средства, должен сказать. Шольц оценил дыру в еще не принятом бюджете в 26 миллиардов евро до 2025 года.
В интервью «Вестфальским новостям» и «Вестфальскому письму» Шольц уточнил, что даже если предположить, что все деньги не тратятся в течение года, то, вероятно, существует пробел в покрытии по меньшей мере 16 миллиардов евро. «Если мы хотим принять решение о выделении еще трех миллиардов евро на двустороннюю помощь Украине в сфере вооружений, это будет непокрытый чек».
Председатель СДПГ и бывший министр финансов Кристиан Линднер исключает приостановление действия долгового тормоза. Он хочет финансировать помощь Украине и «зеленым» через «внеплановую эмиссию». Однако, согласно статье 112 Основного закона, это возможно лишь при определенных условиях. «Она может быть предоставлена только в случае непредвиденной и неподтвержденной потребности». Примером такой необходимости было предоставление мгновенной помощи пострадавшим от наводнения в 2013 году после сильных паводков в некоторых частях Германии.
Источник: https://www.zeit.de/news/2025-01/15/scholz-will-ukraine-milliarden-nur-ueber-schulden-finanzieren
ПАО «Укрнафта» 15 января объявило о намерении заключить с СК «Арсенал Страхование» договор на услуги обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев автомобильного транспорта (ОСАГО). Как сообщается в системе электронных госзакупок «Прозорро», ценовое предложение компании составило 2,552 млн грн при ожидаемой стоимости закупки услуг по тендеру 2,772 млн грн.
В тендере также принимали участие страховые компании » СГ «ТАС» с предложением на 1 грн больше и СК «Краина» — 2,607 млн грн.
СК «Арсенал Страхование» является правопреемником СК «Арсенал-Днепр», работающей в Украине с 2005 года. Представлена во всех областных центрах и некоторых крупных городах страны.
Цены на полисы обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств («автогражданка», ОСАГО) после вступления в действие нового закона с 1 января 2025 года, выросли в среднем от 70% до 100%, свидетельствуют данные опроса ведущих страховых компаний на этом рынке, проведенный информационным агентством «Интерфакс-Украина».
Так, по словам советника главы правления НАСК «Оранта» Елены Машары, стоимость «автогражданки» как в компании, так и в целом по рынку выросла в среднем на 80-90% по сравнению с предыдущим годом. Однако, если учесть полисы с нулевой франшизой, то повышение страховых платежей составляет примерно 50%.
При этом она подчеркнула, что этот рост не является равномерным, поскольку сейчас страховщики получили возможность сегментировать рынок более гибко и детальнее, чем раньше, когда действовало ценовое регулирование. Например, в компании «Оранта» убыточность договоров ОСАГО, заключенных на электромобили, была в несколько раз выше, чем в других типах транспортных средств. Как следствие, повышение стоимости страховых платежей для этого сегмента более существенно, чем для остальных видов транспорта.
В СК «Европейский страховой альянс» стоимость «автогражданки» увеличилась от 70% до 110% и определяется в зависимости от типа авто, места регистрации (проживания) владельца транспортного средства (ТС), отмечает начальник отдела продукт-менеджмента моторных рисков компании Виталий Базик.
В СК VUSO этот рост составил 80–100%, что обусловлено весомыми изменениями в условиях страхования, в частности значительным повышением страховых лимитов на выплаты потерпевшим.
«Новые лимиты позволяют обеспечить нашим клиентам существенно большую защиту в случае ДТП, покрывая убытки, которые раньше могли превышать пределы предыдущей суммы покрытия», — отметили в компании.
В свою очередь в СК «Экспресс Страхование» указали, что стоимость их полисов ОСАГО выросла в среднем на 70-75%, что обусловлено новыми требованиями законодательства, предусматривающими увеличение страховых сумм по жизни и здоровью – с 320 тыс. до 500 тыс. грн, по имуществу – со 160 тыс. грн. до 250 тыс. грн., отмену учета износа для ремонта авто, франшизы и лимита по европротоколу.
По мнению СК ARX, сравнивать цены старой «автогражданки» (до обновления законодательства – ИФ-У) и новой нет смысла – это совершенно разные продукты по наполнению. Это как сравнивать поезд плацкарт и самолет, ведь изменились условия урегулирования, возмещение стоимости составных частей и деталей авто будет осуществляться без вычета износа, и все страховщики-участники должны присоединиться к прямому урегулированию, поясняют в компании. При этом страховщик уточнил, что в целом стоимость его полиса варьируется в диапазоне 3500-6000 грн в зависимости от возраста водителя и ТС, а также от типа автомобиля и региона регистрации.
Что касается средней цены на данную страховку, то в СК «Экспресс Страхование» для легковых авто с объемом двигателя до 1600 см³ цена полисов ОСАГО колеблется в пределах 2200–5600 грн.
«Мы будем продолжать анализировать динамику затрат на урегулирование убытков и при необходимости корректировать тарифы для определенных категорий клиентов», — подчеркнули в компании.
В СК ARX стоимость «автогражданки» для автомобиля В1 1988 года выпуска, Киев, возраст владельца 50-55 лет составляет 3243 грн (минимальная), а для автомобиля В4 2020 года выпуска, Киев, возраст владельца 18-22 лет – 12 771 грн (максимальная). При этом средний платеж по полисам, заключенным на новых условиях, за первую декаду января составляет 3520 грн.
Согласно данным СК VUSO, у них средняя стоимость полиса ОСАГО сейчас составляет около 4000 грн. Что касается минимальной цены, то она составляет 500 грн для транспортного средства типа «мотоцикл» и 50 тыс. для автобуса, зарегистрированного в Киеве.
По словам Машары, за первые дни 2025 года средняя стоимость «автогражданки» в «Оранте» составила 2375 грн, что несколько ниже начальных ожиданий компании.
«Это связано с тем, что к страховому рынку присоединился новый сегмент клиентов — участники боевых действий и другие льготные категории автовладельцев, ранее имевших право не заключать договоры ОСАГО. До 2025 года последствия ДТП с их участием компенсировались на средства Фонда защиты пострадавших МТСБУ, а теперь, согласно новому закону «Об ОСАГО», такие лица должны заключать договоры страхования со скидкой 50% от страхового платежа», — отметила эксперт.
При этом она подчеркнула, что в настоящее время уже заключено почти 5 тысяч договоров с новыми клиентами, а средняя стоимость льготного полиса составляет 1440 грн.
Отвечая на вопрос, что больше всего влияет на цену, все компании отметили, что это тип ТС (легковое авто, электрокар, грузовой, автобус и т.д.) и его подтип (объем двигателя, грузоподъемность), сфера использования (предоставление платных услуг по перевозке или нет), срок действия договора страхования и имеет ли страхователь право на льготу. Важным фактором является регион эксплуатации ТС: в городах с высокой интенсивностью дорожного движения, таких как Киев, премии значительно выше, чем в более спокойных регионах. Кроме того, сейчас страховщики начали более активно учитывать возраст и стаж водителей, допущенных к управлению ТС, характер эксплуатации авто.
В ARX добавили, что компания давно ввела дополнительный коэффициент.
«Например, у нас водитель 45-50 лет получит совсем другую цену, чем водитель, которому 18 лет, даже если они имеют одинаковую марку авто в Киеве», — пояснили в компании, уточнив, что такой фактор как история убыточности (наличие ДТП) при этом не влияет на стоимость полиса.
Выпуск 1 — январь 2025 года
Целью этого обзора является анализ текущей ситуации на валютном рынке Украины и прогноз обменного курса гривны к основным валютам на основе последних данных. Мы рассматриваем текущие условия, ключевые факторы влияния и вероятные сценарии развития событий.
Анализ текущей ситуации
В начале 2025 года украинский валютный рынок демонстрирует относительную стабильность после сезонных колебаний, которые были характерны для конца предыдущего года. Национальный банк Украины (НБУ) продолжает активно поддерживать рынок вербальными и ресурсными интервенциями, не подвергая свои резервы значительным рискам. Это помогает избегать резких курсовых колебаний и поддерживает уверенность экономических субъектов в предсказуемости курса национальной валюты.
В то же время высокие инфляционные и девальвационные ожидания среди домохозяйств и предприятий могут стимулировать повышенный спрос на иностранную валюту. Это может стать дополнительным и более ощутимым фактором давления на гривну. Согласно опросам УНБ, бизнес ожидает умеренного роста инфляции и обменного курса, что влияет на решения по инвестициям и развитию, а также на планирование цен на товары и услуги, которые могут превысить текущий обменный курс в течение года и иметь негативное инфляционное влияние, раскручивая девальвационный маховик негативных ожиданий.
Прогнозы обменного курса доллара
Краткосрочный прогноз
В краткосрочной перспективе ожидается, что обменный курс гривны останется в коридоре 42-43 грн/$, учитывая стабилизацию валюты после сезонного увеличения спроса на нее в конце прошлого года. Низкая экономическая и деловая активность в январе будет способствовать удержанию обменного курса на стабильном уровне в краткосрочной перспективе. Об этом свидетельствует спред между курсами покупки и продажи доллара США: он остается относительно стабильным, что указывает на сбалансированность спроса и предложения на украинском валютном рынке.
Среднесрочный прогноз
В первой половине 2025 года курс гривны, вероятно, постепенно будет приближаться к 44 грн/$, что полностью соответствует правительственному бюджетному прогнозу на 2025 год. Избежание экстремальных курсовых колебаний в первом полугодии позволит НБУ и экономическому блоку правительства сохранить валютный резерв для удержания курса гривны в пределах ожидаемых параметров среднегодового обменного курса 45 грн/$. Контролируемая девальвация может стать одним из инструментов наполнения бюджета за счет тарифов и других сборов, зафиксированных в иностранной валюте, в том числе некоторых акцизов.
Прогноз обменного курса евро
Краткосрочный прогноз
Евро продолжает девальвировать по отношению к гривне, достигнув уровней 43,25-44,15 грн/евро. Несмотря на тенденцию к снижению курса евро, спред между курсами покупки и продажи остается относительно стабильным, что также свидетельствует о сбалансированности рынка. В краткосрочной перспективе ожидается сохранение курса евро в пределах этого диапазона с последующим движением к 43-44 грн/евро с учетом текущих тенденций на международных рынках и внутриэкономических факторов.
Среднесрочный прогноз
В ближайшие месяцы курс евро может претерпеть значительные колебания, что может быть связано с возможными «курсовыми войнами» между США и ЕС, на что указывают представители будущей администрации новоизбранного президента США Дональда Трампа. Они заявляют, что изменение паритета доллара к евро является одним из источников укрепления американской экономики.
Эти вербальные интервенции, если они трансформируются в реальные действия, могут вызвать турбулентность на международном валютном рынке, что закономерно отразится на курсах основных мировых валют в Украине.
Ключевые факторы, влияющие на валютный рынок
Внешнеэкономические факторы. Возможные «валютные войны» между США и ЕС, о которых сообщают международные экономические СМИ, могут повлиять на мировые валютные рынки и, соответственно, на курс гривны к основным валютам.
2. Инфляционные и девальвационные ожидания. Высокие ожидания домохозяйств и бизнеса стимулируют спрос на иностранную валюту, создавая дополнительное давление на гривну. Согласно опросам УНБ, бизнес ожидает умеренного роста инфляции и обменного курса.
3. Монетарная политика НБУ. НБУ продолжит политику контролируемой гибкости обменного курса и будет прибегать к интервенциям для сдерживания резких колебаний.
4. Налоговые изменения. Повышение налоговых ставок на депозитные доходы может стимулировать спрос на наличные, что создаст дополнительное давление на обменный курс гривны.
5. Бизнес-климат. Сообщения о массовом закрытии бизнеса вследствие увеличения налоговой нагрузки не стоит рассматривать как однозначный симптом снижения деловой активности, поскольку это может быть лишь признаком тенизации бизнеса, что может стать дополнительным драйвером спроса на иностранную валюту.
Рекомендации для компаний и инвесторов
Краткосрочные стратегии: сосредоточьтесь на поддержании ликвидности. Используйте валютные депозиты или краткосрочные облигации для сохранения капитала. Период повышенной волатильности — идеальное время для опытных инвесторов, тогда как неопытным инвесторам стоит избегать рискованных вложений.
Среднесрочные стратегии: формируйте сбалансированный валютный портфель с преобладанием доллара США, учитывая его стабильность в международной экономике. Если вы имеете экономические связи со странами еврозоны, их валюты становятся все более привлекательными для постепенного пополнения сбережений. Валюты стран-членов ЕС могут стать временным убежищем для сбережений в периоды турбулентности на международных рынках. Инвесторам, которые не склонны к риску, стоит сосредоточиться на инструментах с фиксированной доходностью.
Долгосрочные стратегии: Защитите свои сбережения от девальвационных рисков, держа большую часть капитала в твердой валюте или ища стабильные источники дохода в долгосрочной перспективе. Рассмотрите возможность диверсификации в «тихие гавани» и альтернативные активы, такие как золото или криптовалюты.
Управление рисками: Этот фактор выходит на первый план. Постоянно отслеживайте налоговые и регуляторные изменения, которые становятся ключевым фактором риска в сфере легальных финансовых операций и банковской деятельности. Избегать чрезмерного накопления краткосрочных и среднесрочных активов в гривне. Рассмотреть возможность географической диверсификации активов и операций в более регуляторно стабильных юрисдикциях.
Этот материал подготовлен аналитиками компании и отражает их профессиональные и аналитические суждения. Информация, предоставленная в этом обзоре, носит исключительно информационный характер и не должна рассматриваться как рекомендация к действию.
Компания и ее аналитики не делают никаких заявлений и не несут никакой ответственности за любые последствия, которые могут возникнуть в результате использования этой информации. Вся информация предоставляется «как есть», без каких-либо других гарантий полноты, своевременности или обязательств по ее обновлению или дополнению.
Пользователи этого материала должны самостоятельно оценивать риски и принимать обоснованные решения на основе собственной оценки и анализа ситуации из различных доступных источников, которые, по их мнению, являются достаточно квалифицированными. Мы рекомендуем проконсультироваться с независимым финансовым консультантом перед принятием любого инвестиционного решения.
СПРАВКА
KИT Group — международная мультисервисная финтех-компания, которая уже 16 лет успешно работает на рынке небанковских финансовых услуг. Одним из флагманских направлений деятельности компании являются валютные операции. КИТ Group является одним из крупнейших игроков в этом сегменте украинского финансового рынка, входит в число крупнейших вкладчиков и является одним из лидеров отрасли по темпам роста активов и капитала.
Более 90 отделений в 16 крупнейших городах Украины расположены в удобных для клиентов местах и оснащены современным оборудованием, обеспечивающим удобство, безопасность и конфиденциальность каждой транзакции.
Деятельность компании соответствует нормативным требованиям НБУ. КИТ Group придерживается стандартов ЕС, имеет филиал в Польше и планирует трансграничную экспансию в европейские страны.
Понінківська картонно-паперова фабрика-Україна («ПКПФ-Україна», Хмельницька обл.) у 2024 році збільшила випуск гофротари на 19,1% порівняно з 2023 роком — до 98,8 млн кв. м.
Як повідомлялося, протягом року фабрика практично зберігала аналогічний темп приросту виробництва — зокрема, за підсумками січня-листопада він становив 18,7%.
Згідно з наданими агентству «Інтерфакс-Україна» статистичними даними асоціації «Укрпапір», таким чином фабрика продовжує стабільно входити до трійки лідерів з випуску цієї продукції після Київського картонно-паперового та Трипільського пакувального комбінатів.
За минулий рік підприємство збільшило також виробництво тарного картону (включно з папером для гофрування) на 2,6% — до 80,4 тис. тонн, а паперу — на 24%, до 0,95 тис. тонн.
Водночас у грудні вона знизила випуск гофроящиків на 14% до грудня-2023, але наростила на 10,6% до листопада-2024 — до 12,8 млн кв.м. Випуск паперу та картону скоротився відповідно на 6% і на 4,7% — до 7,3 тис. тонн.
У грошовому вираженні «ПКПФ-Україна» за рік випустила продукції на 2 млрд 732,4 млн грн (+15,3%).
Як повідомлялося з посиланням на дані, зібрані асоціацією від основних підприємств галузі, за 2024 рік в Україні випуск картонних ящиків зріс на 12,3% до 2023 року — до 590,1 млн кв. м., паперу та картону на 3,1% — до 601 тис. тонн (зокрема, виробництво картону знизилося на 0,7% до 463,5 тис. т, паперу зросло на 18,2% — до 137,5 тис. т).
Понінківська фабрика (раніше — Понінковський картонно-паперовий комбінат), колись найбільший виробник шкільних зошитів, нині має одне основне виробництво — паперово-картонне, випускає переважно гофрокартон і гофротару, а також обгортковий, макулатурний папір.
Фабрика є частиною Об’єднаної картонної компанії-Україна (ОКК, Луцьк) бізнесмена Миколи Лобова, до складу виробничих активів якої входить, зокрема, «Луцька КПФ-Україна» (Волинська обл.), яка торік (за даними «Укрпапір») випустила 63,7 тис. тонн різного картону (на 3,4% менше) та 48,8 млн кв. м гофроящиків проти 17,4 млн кв.м роком раніше.
Як повідомлялося, «ПКПФ-Україна» 2023 року випустила продукцію майже на 2 млрд 450 млн грн — на 3% більше, ніж роком раніше. Чистий прибуток зріс у 2,7 раза — до 27 млн грн.